Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

13.12.2020 19:13 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 07.12.2020 г.

Этнографические экспедиции

Автор: А.Г. Абдулаева
заместитель директора по УВР, учитель истории, заслуженный учитель РД, Почетный работник общего образования РФ

Для воспитания настоящих патриотов истинных ценителей своего края недостаточно читать детям лекции изучать свой край по учебникам. Необходимо своими глазами увидеть истинную красоту родного горного края, покорить его вершины, пройтись по петляющим тропам, услышать мудрых аксакалов и старожилов. Чтобы школьные годы сделать содержательными, яркими, увлеченными, педагоги гимназии №35 прилагают все усилия. Группа учителей-энтузиастов, учащиеся-активисты школьного музея под руководством директора гимназии, известного краеведа Республики Дагестан Чакар Меджидовной Меджидовой совершили этнографические экспедиции по Дагестану, Северному Кавказу, побывали в Крыму.

Начали мы изучать свой край с села, где родились и живем – с Ленинкента (ранее Атлы-Боюн). Краеведы нашей школы по крупицам собрали историю села, встречались со старожилами, прошлись по тропам предков. Итогом этой деятельности стал документальный фильм «От Атлы-Боюна до Ленинкента».

Совершая экспедиции по районам Дагестана, учащиеся имели уникальную возможность воочию увидеть величественные природные памятники. Туристы-краеведы гимназии покорили вершины Шалбуздага, побывали в Хунзахском районе, любовались водопадом Тобот, испытали на себе силу падающих вод Хучнинского водопада, восхищались величием природы под названием Пушкин-тау и Самурский лес. Уже традицией стали туристические слеты у подножья уникального природного памятника – бархана Сары-Кум. К каждой поездке мы тщательно готовимся: разрабатываем проект, составляем маршрут, участники экспедиции получают задания по интересам и способностям.

Вспоминается одна из первых этноэкспедиций...

...Это был Шамильский район. Мы остановились на ночлег в высокогорном селе Гоор. Не успели еще заехать в село, как по старинному обычаю гостеприимства, каждый сельчанин был готов пригласить к себе домой. Всех опередила бабушка Бахтика. Она поразила нас не только умением принимать гостей, но и другими талантами. Как она пела, как танцевала, как читала наизусть Лермонтова «Бородино»! Каждый из нас был очарован бабушкой Бахтике. На следующий день она провела нам экскурсию по селу. Мы посетили мельницу, где старожилы села продемонстрировали технологию приготовления урбеча из косточек. Мельница в селе Гоор своего рода женский годекан.

Затем мы отправились на экскурсию по знаменитому селу Гоор. Наш гид – учитель истории, знаток своего края – Магомед Ибрагимов в подробностях рассказал об истории гоорских башен: с какой целью были построены, кому принадлежали.

На следующий день мы посетили старый Кахиб. В каком бы населенном пункте мы не оказались, нас поражало гостеприимство горцев, их быт и традиции, а самое главное – открытая душа и чистое сердце. В селении Мачада мы приехали поздно ночью, и директор школы нас разместил в школе-интернате. Каково же было наше удивление, когда на следующее утро мы увидели группу женщин, идущих по тропинке вверх к интернату. На руках они несли подносы с едой.

Хинкал, чуду, курзе, сыр, творог, сметана, урбеч – это был неожиданный и очень приятный жест гостеприимства. После сытного завтрака горянки рассказали нам много чего интересного об истории гидатлинского вольного общества.

Незабываемая экспедиция была совершена в Гунибский район. Согратль – родина четвертого Имама, центр ученых и алимов и богословов. Нашим гидом был учитель истории, краевед, заведующий музеем – Магомед Ахдуханов. Проходя по узким улочка аула, Магомед Ахмедович рассказывал нам об истории села, о каждом тухуме, их потомках. Мы восхищались старой архитектурой села, каменным и деревянным зодчеством. Самое главное достояние села – историко-этнографический музей. Также мы побывали в доме поэта-фронтовика Абдулмажида Хачалова, встретились с его родственниками. В Согратле мы совершили зиярат на кладбище ученого-арабиста Магомеда Ярагского, поднялись на мемориальный комплекс «Ватан», который построен на склоне горы Турчидаг в честь победы над иранским завоевателем Надир-Шахом.

Члены экспедиции также побывали на родине двух великих поэтов Гамзата и Расула в селе Цада, побывали в доме-музее С. Стальского – Гомера XX века, в с. Ашага-Сталь Сулейман-Стальского района, на родине певца любви Махмуда в селении Кахаб-росо Унцукульского района; в Терекли-Мектебе, на родине ногайской поэтессы Кадрии, в ауле златокузнецов Кубачи.

В Кубачи что ни дом, то – музей. В одном из таких нам посчастливилось побывать. Хозяин его, известный ювелир Гаджиомар Изаабакаров, с воодушевлением рассказал нам о маленьких секретах своего ремесла и о старинных экспонатах музея.

На следующий день рано утром мы совершили экскурсию в крепость Кала-Корейш, после Балхар, где стали свидетелями процесса изготовления глиняных кувшинов. Нелегкоё это ремесло, оказывается…

На основе собранного этнографического материала, под руководством директора Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения А.А. Хайбулаева, Ч.М. Меджидовой и А.Г. Абдулаевой выпущена программа «Краеведение» (1–11 кл.). Программа внедрена и апробирована. По ней с 2000 года работает «Школа юного краеведа».

Краеведческая работа в гимназии ведется под непосредственным руководством опытных педагогов. Ими разработаны и апробированы около 10 экспериментальных программ: «Краеведение» (1–11кл.), «Фольклор народов Дагестана» (1–9кл.,) «Декоративно-прикладное искусство» (2–8кл.,) «Музееведение» (8–11кл.), «Экскурсоведение» (8–11кл.), «Кавказоведение» (1–11кл.), «Истоки», «ТОКС ведет поиск». Разработано методическое пособие «Этнокультурное наследие моей малой Родины», где дается описание картинной галереи гимназии № 35, которая насчитывает около 150 картин.

По просторам легендарного Крыма

В 2015 году, к 70-летию Великой Победы, 95-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя Амет-Хана Султана ТОКСовцы Ленинкента совершили поездку в Республику Крым. Здесь, на полуострове, находятся два овеянных славой города-героя – Керчь и Севастополь. Остановились мы недалеко от Керчи в деревне Юркино, которая расположена на берегу Азовского моря. От местных жителей узнали, что недалеко от Керчи находится исторический комплекс Аджимушкайские катакомбы – один из самых драматических памятников времен Великой Отечественной войны.

Ни одна прочитанная книга или услышанный рассказ, конечно же, не заменит то, что нам удалось увидеть воочию. При входе в каменоломни перед нами встали огромные глыбы скал, с барельефом величественных фигур защитников подземелья. Словно на страже стоят они и сегодня, спустя 70 лет, охраняя покой всех тех, кто остался здесь навсегда. Наш гид Елена ознакомила группу с правилами поведения в подземелье. Вооружившись фонарями, мы начали спускаться по каменной лестнице. Когда мы спустились в темные коридоры катакомбы, то представили, что чувствовали люди, оказавшись тогда в таких условиях. Под тусклый свет фонаря мы следовали за нашим гидом, и, затаив дыхание, слушали жуткие сцены подземной борьбы. Надо своими глазами увидеть, какие только приспособления не придумали для того, чтобы выжить в этом подземелье смерти.

«Нашел покой в саду вишневом...»

Много скромных солдатских могил разбросала война по просторам земли. В селе Глазовка в Крыму есть место, которое называется садом Ярославского – садом Памяти. Гуляя по тем местам, на лавочке у кладбища мы встретили двух пожилых женщин, которые и рассказали нам много разного из истории села в годы войны. После долгого рассказа мы признались, что это кладбище дорого и нам, ТОКСовцам из Дагестана, потому что на мраморе высечены имена шести Героев Советского Союза. Среди них похоронен наш земляк Саадула Мусаев. Старушки обрадовались, когда узнали, что мы из Дагестана.

В Глазовке есть улица, названная в честь Саадулы Мусаева. По ней мы, конечно же, прогулялись…

«Орел парил над небом Крыма»

Из Глазовки мы направились в еще одно дорогое нашему сердцу место – Алупку – родину дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. В пункте под номером один стояло посещение музея Героя, основанного в 1993 году при Алупкинском городском Доме культуры на правах общественного. Нас встретила директор музея Тефиде Усеиновна Мухтерем и любезно пригласила войти. Директор рассказала, как она собирала экспонаты, как ездила на родину героя в село Цовкра Лакского района и в школу № 8 города Каспийска, названной именем Султана.

При входе, на прилегающей к зданию музея территории, мы сразу обратили внимание на макет самолета и, конечно же, поинтересовались этим экспонатом. Тефиде Усеиновна рассказала нам, что это макет самолета Ла-5, подаренный музею после съемок художественного фильма «Хайтарма» про Амет-Хана Султана.

Коллекции музея размещены в двух залах. На втором этаже в огромном зале вся экспозиция посвящена Амет-Хану Султану. Экспонаты представлены в хронологическом порядке и достоверно отражают недолгую, но яркую жизнь летчика: с момента рождения и до трагической гибели, на фоне исторических событий, которые он пережил вместе со своим народом. Ежегодно 25 октября в Алупке проводятся торжественные мероприятия, посвященные дню рождения А. Султана, а 1 февраля, в день гибели летчика, – траурные митинги в Симферополе и Алупке.

Крым стал для нас таким близким и родным, что горные серпантины Крыма напоминали нам родной и близкий Атлы-Боюнский перевал, а набережная Ялты – наш седой Каспий. Мы гордимся тем, что крымчане приняли судьбоносное решение и волеизъявление о присоединении к России а значит, доверяют и верят в нее. И это поездка дала нам понять, что мы все едины в главном своем качестве – патриотизме, любви к объединившей нас России.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17