Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

29.10.2020 12:02 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 26.10.2020 г.

А. Арухова: "Главная задача – подготовка квалифицированных кадров"

О профессионально-техническом образовании республики мы беседуем с заместителем министра образования и науки РД Альбиной Сефербековной Аруховой, под руководством которой происходили многие изменения в региональной системе профобразования.

– Альбина Сефербековна, каково состояние профтехобразования республики сегодня?

– За свою славную историю система профессионального образования Дагестана прошла достойный путь.Еще в 70–80 годы прошлого века профтехобразование републики представляло собой налаженную систему подготовки квалифицированных кадров. Однако в 90-х годах эта система было почти разрушена. Материально-техническая база устарела, ценное оборудование и техника были расхищены, подготовка кадров стала формальной.

После 2010 года профтехобразование начало «возвращаться к жизни», во многом благодаря неиссякаемой энергии и энтузиазму директоров профтехучилищ, которые любыми усилиями старались реанимировать профессиональное образование.

Новый рост развития профессиональное образование получило с 2013 года, в связи с вступлением в силу нового Федерального закона об образовании. Пришло понимание, что в системе необходимо провести реформу, необходимо перейти на новые стандарты обучения, укреплять и совершенствовать материально-техническую базу учреждений профессионального образования. Для этих целей в 2014 году Постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.03.2014 № 104 была реорганизована подведомственная Минобрнауки РД сеть учреждений начального и среднего профессионального образования. За период с 2014 по 2016 год из 32 учреждений профессионального образования осталось 22. Все подведомственные учреждения (профессиональные училища и техникумы) реорганизованы в колледжи.

Наряду с изменениями в подведомственной системе профессионального образования процесс модернизации профобразования был запущен во всей республиканской системе. Появилось много частных колледжей, реализующих специальности, имеющие наибольший спрос у населения (экономика и бухгалтерский учёт, право и организация социального обеспечения, преподавание в начальных классах, сестринское дело, стоматология и др.).

Сегодня система профессионального образования Республики Дагестан представлена 71 профессиональной организацией, из которых 34 государственных и 37 негосударственных колледжей.

– Раньше рабочая профессия считалась непрестижной. Детей пугали: "Будешь плохо учиться – пойдёшь в ПТУ". Что делается в республике в плане популяризации рабочих профессий?

Минобрнауки РД проводит профориентационную работу, направленную на популяризацию рабочих профессий. Реализуется проект «Билет в будущее», инициированный Союзом Ворлдскиллс Россия, в котором приняли участие более 10 тыс. учащихся 6–11 классов общеобразовательных школ республики. Кроме того, развиваем профориентационную работу со школьниками по различным направлениям, таким как:

- кружковая работа со школьниками во внеурочное время на базе организаций среднего профессионального и высшего образования;

- открытие классов профессиональной направленности технического профиля в районных школах;

- привлечение работодателей к систематической работе с обучающимися общеобразовательных организаций по их профессиональной ориентации;

- открытие агроклассов на базе общеобразовательных организаций аграрных районов республики.

Эти и другие мероприятия станут хорошим опытом для развития систематической профессионально ориентированной работы с детьми и подростками.

– По каким профессиям и специальностям осуществляется подготовка кадров в колледжах республики?

Подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена осуществляется по 28 укрупненным группам профессий и специальностей (УГС) (около 200 образовательных программ среднего профессионального образования). Ежегодный контингент обучающихся в колледжах составляет более 45 тыс. человек. Ежегодно в колледжи поступают не менее 12 тыс., выпускается – не менее 10 тыс.

Одной из задач развития профобразования республики является получение нашими обучающимися образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля, которые наиболее востребованы экономикой региона. Республика нуждается в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена в соответствии с текущими и перспективными потребностями работодателей.

Идет процесс формирования новой инфраструктуры подготовки кадров. Созданы 2 отраслевых ресурсных центра, 3 многофункциональных центра прикладных квалификаций, региональная сетевая площадка для распространения лучших практик подготовки кадров по компетенции из перечня ТОП-50, Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), центры проведения демонстрационного экзамена.

– Было время, когда помещения, материально-техническая база, оснащение мастерских учреждений СПО находились в плачевном состоянии. Вполне возможно, что и по этой причине молодежь не стремилась в колледжи. Стали ли наши училища, колледжи уютнее, комфортнее, появилось ли в них новейшее профессиональное оборудование, на котором приятно, интересно проходить практику?

– В последние годы интенсивно проходит модернизация системы профобразования республики. В рамках реализации проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» с 2020 года проводится оснащение мастерских колледжей современным оборудованием, соответствующим международным стандартам. Мастерские создаются по наиболее востребованным компетенциям, реализуемым в республике (информационные и коммуникационные технологии, промышленность, транспорт и логистика). Также в колледжах идёт работа по созданию на их площадках специализированных центров компетенций по стандартам Ворлдскиллс. Так, в 2020/2021 учебном году планируется создание таких центров в сфере образования, машиностроения, информационных технологий, медицины, транспорта, строительства, сельского хозяйства.

Это, безусловно, не решает всех задач по обновлению основных фондов профессиональных образовательных организаций. Учебно-лабораторная база, производственное оборудование, установленное в колледжах, стареет, что создает риски для достижения целевых ориентиров реализуемых проектов и программ. В то же время Минобрнауки РД при поддержке республиканского правительства делает всё возможное в части модернизации профессионального образования. Для этого все силы прилагают и руководители самих колледжей.

– Все ли выпускники колледжей трудоустраиваются? С какими организациями налажено взаимодействие?

– Потребность рынка труда республики в специалистах со средним специальным образованием на сегодняшний день составляет более 9 тысяч человек, из них более 3 тысяч – по направлению «техника и технология строительства». Конечно, идеальным вариантом было бы, чтобы все наши выпускники были трудоустроены. Мы стремимся к этому. Так, Правительством Дагестана разрабатывается проект Комплексного решения вопросов подготовки специалистов и обеспечения трудоустройства выпускников в сфере строительства.

Гендиректоры строительных компаний готовы работать со студентами и оказывать помощь не только в прохождении практики, но и в дальнейшем трудоустройстве.

Планируем налаживать более тесное сотрудничество и с другими производственными организациями республики, задействованными в различных отраслях экономики, взаимодействовать с предприятиями, нуждающимися в квалифицированных кадрах.

– Поддерживаются ли как-то одарённые студенты колледжей?

– В 2017 г. В. Путиным был подписан Указ, согласно которому студенты СПО, проявившие способности, смогут получать гранты Президента Российской Федерации. Это, безусловно, послужило значимой поддержкой для одаренных студентов. Кроме того, обучающиеся колледжей регулярно участвуют во всероссийских и республиканских конкурсах, где также поощряются за победу и призовые места.

– Немного слов о Worldskills. Какова роль этого масштабного чемпионата в становлении поколения профессионалов?

– Необходимость обеспечения высокого качества выпускников привела к поиску и дальнейшему внедрению инновационных решений в сферах развития механизмов государственно-частного партнерства, применения современных моделей эффективной подготовки, гармонизации содержания профессиональных образовательных программ со стандартами международного движения WorldSkills.

Движение Worldskills Russia рассматривается в качестве одной из составляющих системы мониторинга качества подготовки рабочих и специалистов среднего звена, характеристики готовности выпускников к профессиональной деятельности.

С 2016 года в республике проводятся региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» Ворлдскиллс. С каждым годом растёт число участников чемпионата. Если в 2016 году было 60 участников, то уже в 2020 году их стало 275. Растет и количество компетенций – с 11 в 2016 году до 50 – в 2020. Также с 2017 года в перечень компетенций чемпионатов включены профили JuniorSkills. Участие в нем позволило школьникам попробовать себя в профессиях будущего, таких как инженерная графика, сетевое и системное администрирование, прототипирование, аэрокосмическая инженерия, мобильная робототехника.

Есть определённые успехи в этом направлении: на Национальном чемпионате в 2016 году 1 бронзовый призёр, в 2018 году ‒1 бронзовый призёр (ЮНИОР), в 2019 году ‒ серебряный призёр и 2 медальона за профессионализм, в 2020 году ‒ уже 1 серебряный и 1 бронзовый призёры в компетенциях ЮНИОРЫ, 5 медальонов за профессионализм.

Хотелось бы немного добавить и о движении «Абилимпикс», в котором мы участвуем с 2017 года. В 2019/2020 учебном году состоялся уже III Региональный чемпионат конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» по 16 компетенциям. Общее количество участников в чемпионате составило 88 человек, экспертов – 92 человека. По итогам Национального чемпионата у сборной Дагестана – два первых места, одно второе и 2 третьих места. В рамках регионального чемпионата «Абилимпикс» впервые в России прошел чемпионат профессионального мастерства для лиц с мнестической патологией «Специальный "Абилимпикс"», в котором соревновались 25 участников по 5 компетенциям: «Швейное дело», «Обувное дело», «Столярное дело», «Кулинарное мастерство» и «Декоративно-прикладное искусство».

– Какие планы и задачи стоят перед ПТО республики?

– Наша главная задача – подготовка квалифицированных рабочих кадров для развивающихся отраслей экономики Дагестана, наукоемких и высокотехнологичных производств.

В системе профобразования происходят кардинальные перемены, реализуется множество проектов, направленных на повышение качества подготовки специалистов.

Внедрение инноваций в сферах развития механизмов государственно-частного партнерства, применения современных моделей и форм эффективной подготовки и форм образования, гармонизации содержания профессиональных образовательных программ по стандартам международного движения WorldSkills, внедрения новых моделей сетевого взаимодействия, – все это формирует новый современный образ системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Уверена, что при совместной и слаженной работе мы создадим действительно конкурентоспособную систему профессионального образования Дагестана, что, несомненно, будет способствовать росту человеческого капитала, дальнейшему развитию и процветанию нашего Дагестана.

– Советский кинематограф создал немало фильмов о рабочих, которые до сих пор с удовольствием смотрят жители нашей страны. А Ваш любимый фильм какой?

– Я тоже с удовольствием иногда пересматриваю эти фильмы. Особенно нравятся картины «Весна на Заречной улице» и «Девчата».

– У ПТО России значимый юбилей. Ваши пожелания в связи с этим?

– 80-летний юбилей профессионального технического образования – знаменательная дата не только для педагогов и учащихся профессионального образования, но и для многих и многих рабочих и служащих – выпускников профессионально-технических училищ, техникумов, колледжей Дагестана. Система профессионального образования республики за долгие годы своего существования стала настоящей кузницей кадров, где работают истинные мастера-педагоги, преданные своему делу.

Желаю всем преподавателям и мастерам производственного обучения крепкого здоровья, творческих успехов, неиссякаемой энергии, семейного благополучия и дальнейших профессиональных достижений в нелегком, но благородном труде! Всем студентам профессиональных образовательных организаций – успехов в овладении секретами будущей профессии, качественного приобретения навыков и компетенций, соответствующих квалификационным требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня!

Беседовала А. Азизова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2