Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

21.10.2020 17:15 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 19.10.2020 г.

Учитель года - 2020

С 21 по 26 сентября на базе гимназии № 56 им. А.М. Мирзабекова г. Махачкалы прошел заключительный республиканский этап конкурса «Учитель года Дагестана – 2020». Конкурсные дни были очень насыщенными: плотная программа, мастер-классы, внеурочные мероприятия, публичные лекции, педсовет. Конкурсанты справились со всеми задачами и с достоинством представили себя, свой предмет, свою школу.

По итогам финала определился победитель, который представит республику на всероссийском конкурсе: это учитель английского языка лицея № 30 г. Махачкалы Лариса Шихбабаева.

Второе место в конкурсе заняла учитель английского языка Республиканского центра образования Жанна Кушиева.

Обладателями третьего места стали учитель истории и обществознания Тамазатюбинской СОШ Бабаюртовского района Бурлият Абдулгамидова, учитель английского языка СОШ № 2 г. Избербаша Камила Бораганова и учитель ОБЖ Ортатюбинской СОШ Ногайского района Рустам Кокенеев.

Открытый урок

Участникам конкурса удавалось создать на своих уроках интеллектуальную гуманистическую среду образования, наполненную уважением, свободой, ответственностью и взаимодействием.

При конструировании конкурсных уроков этого года участники обратили особое внимание на такие важные и сложные педагогические процессы, как оценивание и рефлексия. Они применяли актуальные приемы и инструменты, уделяя особое внимание обучающихся на умение задавать вопросы, делать выводы на основе освоенного материала, анализировать собственный уровень успешности на уроке.

Учитель английского языка СОШ № 2 г. Избербаша Камила Бораганова в рамках открытого урока на тему «Глобализация. Плюсы и минусы» использовала различные методики, направленные на наиболее эффективное обучение учащихся английскому языку. Урок был проведен в формате саммита большой двадцатки, где ученики выступили в роли глав государств. Учащиеся были разделены на две группы по методу «Пила-2», главная особенность которого обучение в сотрудничестве.

Для максимального погружения в иноязычную среду, школьники связались по программе Фейсбук с врачом из Лос-Анджелеса Эдгаром Асатуряном. Ребята интересовались у иностранца эпидемиологической обстановкой в Америке, среди часто задаваемых были вопросы личного характера и касающиеся профессиональной деятельности американца.

В конце урока обе команды поделились плюсами и минусами глобализации.

Среди плюсов – развитие торговли, промышленности, гуманитарная помощь, Всемирные организации, путешествия. Из минусов – истощение природных ресурсов, монокультура, а в случае с пандемией – ее молниеносное распространение.

Учитель обществознания Тамазатюбинской СОШ Бабаюртовского района Бурлият Абдулгамидова тему урока выбрала согласно календарно-тематическому планированию в 11 классе. 45 минут были посвящены экономике и её роли в жизни общества. Цель урока – систематизировать знания об экономике и ее влиянии на остальные сферы жизни человека. «Как показывает практика, знания об экономической науке даются детям нелегко, поэтому хотелось вызвать максимум интереса у школьников к уроку для дальнейшего рационального познания. Так как по условиям конкурса занятие ведёшь у незнакомого класса, у детей, которых видишь впервые, постаралась приложить максимум усилий для того, чтобы урок для них был не только практическим знанием, но и ярким воспоминанием жизни», – делится педагог.

На разных этапах изучения материала и для более лёгкого освоения новых знаний Бурлият Абдулгамидова использовала межпредметные связи. Для понимания определений "интенсивный и экстенсивный экономический рост" учащиеся с учителем решили математическую задачу и посчитали экономическую прибыль от обоих видов роста.

Коробка с сюрпризом стала кульминаций урока. Однако для того, чтобы её открыть и заработать сюрприз, ребятам нужно было быть максимально продуктивными в ходе урока, зарабатывать части пазла и составить единую картину с цитатой Бернарда Шоу: «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

Внеурочное мероприятие

«И лишь искусство вечно…» – так назывался классный час учителя английского языка школы № 30 г. Махачкалы Ларисы Шихбабаевой. Три группы, три направления – Поэзия, ИЗО и Трэшарт. Классный час был построен с использованием технологии "тонких и толстых" ответов. Учащиеся погружались в разные проблемные ситуации и в ходе их обсуждения отвечали на главный вопрос классного часа: "В чем главная цель искусства? Почему из триптиха Малевича популярной стала лишь одна картина – «Чёрный квадрат»?" и др. Примечательно, что наряду с классическими видами искусства была выбрана необычная форма искусства – трэшарт, которая обращает внимание детей на такую важную проблему, как утилизация мусора, экология. На этапе "рефлексия" дети представляли проекты рекламы в оригинальной форме, а именно слоганы и плакаты, созданные ими.

Как признается учитель ОБЖ Ортатюбинской СОШ Ногайского района Рустам Кокенеев, для своего классного часа он выбрал самую важную в жизни человека тему – тему семьи. Внеурочное мероприятие прошло в очень доброй, доверительной и открытой атмосфере. Дети рассказывали о своих семьях, на кого они больше похожи, в честь кого их назвали, о семейных традициях, читали стихи. Говорили и о значении семьи в духовно-нравственном развитии личности. В конце классного часа учащиеся попытались составить свое генеалогическое древо. Многих ребят эта тема очень заинтересовала: они намерены и дальше подробно изучать историю своего рода.

«Семья – это величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю существования. Именно семья является центром воспитания подрастающего поколения. Пример старшего поколения – родителей, близких людей – влияет на формирование жизненного опыта детей и ответственного подхода к созданию будущей семьи», – рассказывает конкурсант.

Не менее патриотичным оказался классный час «Хочу всё знать» учителя математики Нижнеказанищенской СОШ № 3 Заиры Ильясовой.

Вместе с пятиклассниками педагог совершила необыкновенное путешествие в мир знаний. В пути ожидало немало препятствий, но ребята все их преодолели и добрались до цели.

К классному часу педагог подготовилась основательно: конверты с заданиями, плакаты, презентации. Класс был поделен на две команды. Учащиеся соревновались в «Своей игре», отгадывали загадки по картинкам, выполняли практическую работу, собирая книжку-самоделку. За правильные ответы каждая команда получала кусочек пазла – ключик для итоговой картинки с цифрой «75». Кто быстрее соберет картинку, тот и выиграл. Конечно же, дети сразу догадались, с чем связана эта дата и, не дождавшись вопроса учителя, произнесли: «В этом году юбилей – 75 годовщина Победы в Великой Отечественной Войне».

Учащиеся узнали много интересного, вспомнили сказки, символы России, Дагестана. И, конечно, победила дружба!

Мастер-класс

Для учителя обществознания Тамазатюбинской СОШ Бабаюртовского района Бурлият Абдулгамидовой мастер-класс явился творческой мастерской. Учитель рассказала просто о сложном. «При подготовке не возникало мыслей, о чем же говорить, чем быть полезной. Обществознание, особенно на старшей ступени обучения, является излишне теоретизированным. Учащимся сложно запомнить тот или иной термин, тем более классифицировать его по определенным признакам. Практика моей работы в школе доказала, что прием «просто о сложном» очень эффективен в изучении предмета», – признается педагог.

Легкие стихи-запоминалки, вопросы, наводящие на тот или иной термин, схемы, которые сами же учащиеся и придумывали; яркие вкрапления в структуру урока в виде небольшой игры, логическая цепочка от хорошего начала урока к хорошему окончанию – это был необычный, яркий мастер-класс.

Почему язык так важен и как легко им овладеть поделилась на своем мастер-классе «Учить или не учить?» учитель английского языка школы № 30 г. Махачкалы Лариса Шихбабаева. Для того, чтобы ответить на вопрос, почему английский язык стал международным, педагог отправилась с учащимися в историческое путешествие.

Основную часть мастер-класса педагог посвятила методам легкого запоминания слов с использованием такой технологии, как мнемотехника. В ходе мастер-класса, который был интеграцией истории, литературы и английского языка, вспомнили писателей, лингвистов, исторических деятелей, психологов. В качестве завершения – яркая рефлексия – аудитория ответила на главный вопрос: «Учить или не учить?»

Публичная лекция

В своем выступлении участники должны были раскрыть тему «Воспитание в 21 веке», выявить и найти пути решения одной из проблем современного воспитания.

«Современная школа – гуманная школа» – тема, с которой выступила учитель английского языка Республиканского центра образования г. Каспийска Жанна Кушиева. Педагог отстаивает права педагогики согласия и ратует за отказ от педагогики управления в любом ее, даже в незначительном, проявлении. «Взрослым пора забыть об авторитарных методах воспитания. Если раньше были субъектно-объектные отношения, то сейчас это субъектно-субъектные отношения. Для современного поколения школьников очень важно горизонтальное общение. Я очень многому учусь у детей, так и должно быть. Если я перестану учиться, я перестану быть учителем.

От правильно выстроенной коммуникации очень многое зависит – взаимопонимание, конструктивный диалог. Когда ребенок понимает, что и учителя, и родители вместе, на одной стороне, их главная цель – это его счастье и успех, тогда он по-другому раскрывается, становится благодарным. Он делает все, чтобы учитель и родители им гордились», – уверяет конкурсантка.

К обсуждению проблемы воспитания в 21 веке учитель английского языка школы № 30 г. Махачкалы Лариса Шихбабаева решила подойти нестандартно. Она взглянула на тему воспитания через выбор профессий. Учитель изучила и проанализировала, как идеалы, царящие в обществе, влияют на выбор будущей профессии, как за последнее время изменились приоритеты детей. Изменения показали, что школа и педагоги работают в правильном направлении, ибо есть существенный сдвиг: приоритеты учащихся поменялись, молодежь в своем большинстве стремится подобрать профессию по душе, исходя из того, какую пользу она принесёт обществу, а вот материальные ценности не столь важны.

Педсовет

На заключительном этапе все члены жюри и пять финалистов обсуждали актуальные проблемы модернизации современного образования. Беседа проводилась в форме круглого стола, все участники имели возможность высказаться по данной теме, выдвинуть свои идеи, свое видение проблемы.

Все пришли к единому мнению, что первостепенной задачей образовательной политики государства является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества.

Говорили и о ЕГЭ. Единый государственный экзамен каждый год модифицируется, улучшается, становится более доступным для подготовки. Другой вопрос – как это влияет на образовательный процесс, на программу образовательного учреждения и то, как ведут уроки учителя. Все конкурсанты были едины во мнении: образовательный процесс не должен превращаться в "натаскивание" к экзамену. Каких бы целей ни ставила перед собой школа в достижении высоких баллов, нужно следовать программе занятий, чтобы ученики получили максимум знаний по всем предметам.

Лариса Шихбабаева: «Нельзя останавливаться в своём развитии»

Для учителя английского языка СОШ № 30 г. Махачкалы Ларисы Шихбабаевой это не первая победа. Она – учитель года столицы Дагестана (2013), дважды обладательница первых мест в конкурсе «Самый классный классный» (2010, 2018). Кроме того, она одержала победу на конкурсе лучших учителей России.

Лариса Шихмурадовна знает: нельзя быть хорошим учителем, не вкладывая в ученика хотя бы малую частицу своей души…

– Лариса, кто был первым человеком, которому Вы сообщили о своей победе?

– Это была моя мама, потому что я знала, что она сидит и ждет от меня новостей. Все дни конкурса и в дни подготовки она переживала, даже не спала ночами вместе со мной.

– Чувствуете себя звездой? Хотя бы немного?

– Звездой я себя не чувствую, не понимаю с чего может появиться это чувство. Я участвую в конкурсах с 2010 года, и я делаю это не для того, чтобы приобретать славу, а для того чтобы постоянно расти профессионально. Чтобы показывать пример своим ученикам, так как нельзя останавливаться в своем развитии и нужно постоянно стремиться к самосовершенствованию. Слава быстро закончится, но опыт, приобретенный на конкурсе, – это память, которую запомню лишь я одна.

– Как, по-Вашему, для чего ещё нужны такие конкурсы?

– Конкурсы – это уникальная возможность обмена опытом, знакомство с коллегами разных школ, городов, районов. Это калейдоскоп эмоций, бессонные ночи, новые знания, рост – и все это апгрейд, повышение уровня профессионального мастерства.

– Как считаете, учитель – это должность, профессия или призвание?

– Учитель – это и должность, и профессия, и призвание. Отношение у всех может быть разное, но только, когда учительство становится не просто профессией, а призванием, меняется отношению ко всему, только в этом случае понимаешь, что не просто обучаешь, воспитываешь, но формируешь мировоззрение детей. Каждое слово может повлиять на ход мыслей ребенка, а может даже на судьбу.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься таким важным ремеслом?

– Конечно, важно знать свой предмет превосходно, нужно владеть методикой, необходимо обладать дисциплиной, но все это пустое, если учитель не любит свою работу. Любовь к детям, к профессии, ко всему, что ты делаешь, делает тебя лучшим, и это определяют не конкурсы, а ответная любовь детей, их достижения, знания.

– Есть проекты, над которыми Вы работали (работаете) с удовольствием?

– Я работала над разными социальными проектами вместе со своими детьми, одним из таких проектов стал проект «Твори добро». Мы разделили его на этапы, на каждом из этапов работаем в разных направлениях: экологическое, духовно-нравственное, патриотическое. Это посадка деревьев, посещение ветеранов и соцприютов. Мы осуществляем интересный проект «Класс-побратим»: дружим с ребятами из школы небольшого английского городка, выходим с ними на видеосвязь. Это позволяет не только улучшить навыки общения на иностранном языке, но и лучше понимать культуру другого народа, учит толерантности и уважению, что, считаю, очень важно в условиях глобализации.

– Расскажите о Вашем самом приятном событии учителя…

– Событий незабываемых было много, почти каждый день примечателен. Вот буквально в дни конкурса моя пятиклашка подошла ко мне (я каждое утро перед конкурсными испытаниями ездила в свою школу, чтоб увидеть утром детей) и со слезами на глазах спрашивает, прошла ли я на следующий этап, когда ответила, она продолжила плакать и говорит: «Я плачу от радости, что Вы прошли, и еще потому что опять не будет английского». С этими словами она меня обняла. На мастер-класс я не шла, а летела, потому что Амина придала мне сил, сил от осознания того, что меня ждут и в меня верят.

– Как приятно... Но впереди еще всероссийский этап... Дети также будут волноваться, спрашивать, радоваться. Скажите, а сами Вы волнуетесь?

– Да, очень, ведь я буду представлять не себя, а всю республику. Начала готовиться: сделаю все, что в моих силах, чтобы стать лучшей.

Жанна Кушиева: «Конкурс – это преодоление себя»

Обладательница 2 места конкурса, учитель английского языка Республиканского центра образования г. Каспийска Жанна Кушиева, гордится своей профессией. Она счастлива, что школа и дети дают ей редчайшую возможность проживать детство многократно! Всё это вдохновляет Жанну Руслановну на бесконечное педагогическое творчество, заставляет ежедневно самосовершенствоваться и постоянно учиться у детей новому.

– Жанна, почему решили стать учителем английского?

– Еще в школе, в старших классах, я решила стать преподавателем английского языка. Это был мой любимый предмет, и я усердно учила его. После 11 класса мне стало жалко терять годы, потраченные на изучение иностранного языка, поэтому я решила стать учителем.

– Ожидание и реальность от профессии сильно отличаются?

– Я знала, что эта профессия занимает много времени. Это не просто провел уроки в школе и ушел домой. Тратится время на подготовку, различные мероприятия и конкурсы, еще много бумажной работы, то есть про спокойную жизнь можно забыть... Я не сожалею о том, что когда-то выбрала именно профессию учителя, работаю в школе уже 10 лет. В моем профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: радость, чувство гордости за достижения моих учащихся, боль, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство сожаления и пустоты.

– Помогает ли профессия в других аспектах жизни?

– Да, в личной жизни. У меня двое детей, оба школьника, и мое педагогическое образование пригодилось для того, чтобы помогать, подсказывать, направлять своих детей в учебе. Моя профессия развивает навыки общения, поэтому могу без страха и излишнего стеснения выступать на публике, легко нахожу подход к людям. Еще плюс – английский – язык международный, поэтому могу поехать в любую страну без страха заблудиться или быть непонятой.

– На многих фотографиях Вы улыбаетесь, наверное, Вы – добрый учитель?

– Я считаю, что мы должны каждый день дарить друг другу улыбки, делиться только хорошим настроением, в том числе и на уроках. Время-то непростое...

Да, скорее всего, я – добрый учитель, но в то же время требовательный и строгий к своему предмету.

– Что Вы скажете ребенку, который думает, что никогда не выучит английский язык?

– Я приведу ему свой собственный пример. До 10 класса у меня были нулевые знания по этому предмету, и мне казалось, что я никогда не выучу английский язык, что это очень сложно. В 10 классе решила, что буду поступать в Лингвистический университет, поставила перед собой цель – догнать всю программу по этому предмету. Было очень сложно! Спасибо моим педагогам, которые помогали мне. И уже в 11 классе я получила призовое место на городской олимпиаде по английскому языку, успешно поступила в университет.

– Жанна, какое оно – послевкусие от конкурса? Всем довольны?

– Участие в конкурсе такого масштаба было очень сложной задачей для меня, но интересной. Да, это мероприятие требовало много сил, самоотдачи от участника, напряжения. Это бессонные ночи и круглосуточная подготовка к каждому этапу конкурса, но это того стоило, и я ни разу не пожалела, что приняла участие в нем... У меня получился отличный результат – второе место. Конкурс – это преодоление себя, ты не с кем-то соревнуешься, ты соревнуешься с собой. Время, проведенное на конкурсных испытаниях, оставило в моей памяти только яркие воспоминания, придало новый импульс в работе. Моя цель на сегодня – достойно выучить и воспитать не одно поколение ребятишек.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2