Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

21.10.2020 17:07 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 19.10.2020 г.

Подготовка к предметной олимпиаде по физической культуре

Автор: А.М. Магомедов
учитель физической культуры, МБОУ «Кищинская многопрофильная гимназия им. Р. Исаева», методист ЦРО, Дахадаевский район

В настоящее время олимпиадное движение стремительно развивается. Начиная с сентября школьники последовательно участвуют в школьном, затем муниципальном и региональных этапах олимпиад.

Значение предметных олимпиад возросло в связи с введением новых правил поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это, в свою очередь, повышает статус всего олимпиадного движения.

Надо отметить и повышение заинтересованности Министерства образования и науки за последние годы в успешном выступлении учащихся республики на заключительном этапе олимпиад. Объявлены денежные гранты победителям и призёрам заключительного этапа от правительства Дагестана.

Олимпиады требуют от учащихся работы на высоком интеллектуальном уровне, предполагают применения знаний в нестандартной ситуации, владения в совершенстве навыками анализа, синтеза, логически выстроенной системы знаний по предмету.

Успешное участие в олимпиадах намного сложнее, чем подготовка к ЕГЭ, поскольку это кропотливая работа исключительно на профильном предметном уровне. Следовательно, просто знаний, данных на уроке ученику в соответствии со стандартами образования, явно недостаточно.

Особого эффекта не принесут и разовые занятия прямо перед олимпиадой, поэтому я попробовал создать свою методику, свою систему подготовки к предметным олимпиадам, которая состоит из взаимозависимых частей, каждая из них вносит свой вклад в характеристику целого.

Одарённые дети

Основной целью для педагога при подготовке к олимпиаде по физической культуре является выявление талантливых ребят, развитие интереса к изучению предмета. Олимпиада школьников по предмету "Физическая культура" является одной из инновационных форм физического воспитания детей.

Каждый ребёнок по-своему одарённый, талантливый. Просто надо уметь увидеть, где и по какому направлению проявляется талант ребёнка.

В программе олимпиады по предмету «Физическая культура» предусмотрены два вида испытаний – теоретико-методическое и практическое (гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры, прикладная эстафета).

Соответственно возникает вопрос: "Как выбрать ученика?" На что больше обращать внимание – на умение выполнять гимнастические упражнения, на умение бегать легкоатлетические дистанции, на навыки ученика по спортивным играм, или же на умственное развитие ученика, на его успехи в учёбе. Исходя из своего многолетнего опыта, я делаю основной упор на учебные успехи, на умение ребёнка логически мыслить и самостоятельно делать выводы. Возникает вопрос: "Почему именно на умственное развитие?" Если ученик хорошо учится, то нетрудно подтянуть его физическую подготовку. За сравнительно короткий срок можно на хорошем уровне научить выполнять упражнения по гимнастике, спортивным играм, прикладной эстафете.

Ученика, который хорошо физически подготовлен, но плохо учится, почти невозможно учителю физкультуры подтянуть в учёбе. Без хорошей теории на олимпиаде по физкультуре трудно бороться за призовые места, особенно на региональном и заключительных этапах. Ещё в начальных классах определяю круг детей, которые могут показать хорошие результаты. Записываю их в кружки по подготовке к олимпиадам. Вместе со старшеклассниками они вовлекаются в олимпиадное движение. Ученику ваш предмет должен быть интересен, иначе вся работа будет бесполезной. Это могут быть не самые сильные ученики, но им должен быть интересен процесс подготовки и участия в олимпиадах по физической культуре.

Теория

Основной упор при подготовке к теоретической части делаю на занятия с учебником. Эти учебники для углубленного изучения предмета физической культуры под редакцией Паршикова (два учебника – один для 10 класса, второй для 11 класса). Занятие проходит в форме традиционного урока. Провожу объяснение нового материала, ученики делают записи основных понятий и терминов. В конце занятия проводим закрепление нового материала.

Больше всего внимания обращаю на позитивный эмоциональный фон проведения занятия. Детям должно быть интересно! Для этого я стараюсь разнообразить форму проведения занятия. Через каждые 15 минут провожу физкультминутки, физкультпаузы и заодно спрашиваю: "Зачем проводится физкультминутка? К какой форме занятий относится и почему? Развиваются ли физические качества во время физкультминуток? Ещё какие формы занятий бывают?" Для разнообразия провожу минутки по видам спорта (гимнастик, баскетбол, футбол, волейбол).

Есть маленькие хитрости для запоминания терминов, где ученики часто допускают ошибки. По количеству букв в слове. К примеру – искривления позвоночника лордоз – вперёд (6 букв), кифоз – назад (5 букв). Намного повышается эффективность проводимого занятия, если теоретическая часть закрепляется проведением практической части.

Учитель легко может провести измерение пульса (ортостатическая проба – разница пульса в положении лёжа и стоя), измерение ЧСС, АКД, становой силы, ЖЕЛ, происходит и запоминание названий приборов измерения. Ученикам это интересно, запоминают легко.

Использование информационно-коммуникационных технологий

Использование ИКТ, Интернета в процессе подготовки к олимпиадам происходит самым активным образом. 1) Решение готовых тестов по физкультуре на занятиях в школе и самостоятельно дома. 2) Поиск правильного решения трудного задания или непонятного термина. 3) Просмотр правильного эталонного выполнения упражнения по гимнастике, баскетболу, футболу. Участие в дистанционных олимпиадах по физической культуре. Используйте при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников возможности дистанционных олимпиад по физической культуре. Это позволит ученикам проверить свои силы, увидеть слабые и сильные стороны при подготовке к основной Всероссийской олимпиаде, расширит их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации.

Участие в соревнованиях

Для успешного выступления на олимпиаде по физкультуре считаю обязательным посещение учеником спортивной секции по какому-либо спорту и обязательное участие в соревнованиях. Олимпиада по физкультуре – это тоже своего рода соревнования. Залогом успешного выступления на соревнованиях является опыт выступления на соревнованиях. Опыт выступления на соревнованиях помогает участнику олимпиады более легко ориентироваться в вопросах судейства, организации соревнований.

Метапредметные связи

Все задания по теории на заключительном и республиканском этапе можно разделить на три уровни сложности. В первую группу входят простые вопросы с низким уровнем сложности. Вторая группа вопросов со средним уровнем сложности. Третья группа вопросов – это повышенный уровень сложности.

Эти задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие задания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета. При решении заданий третьей группы ученик должен самостоятельно найти правильное решения, используя метапредметные связи.

Принцип опережающего уровня сложности

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться. Для успеха нужно решать нестандартные задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий.

Урок физкультуры

Именно урок является основной формой организации работы с учащимися. В процессе урока решаются задачи повышения физических качеств учащихся, рассматриваются теоретические вопросы.

Роль учителя в подготовке детей к олимпиаде по физической культуре

Считаю, что учитель является основополагающим звеном системы успешной подготовки учащихся к олимпиадам. Учитель перестаёт быть учителем, когда он перестаёт учиться. Для успешной подготовки к олимпиадам своих учеников учитель должен постоянно работать над собой, заниматься самообразованием.

В Интернете есть сайт «Методический сайт олимпиады школьников». На этом сайте помещаются все официальные документы по проведению ВСОШ, регламенты и порядок проведения всех этапов олимпиад. Обязательным при подготовке к олимпиадам считаю просмотр вебинаров по физкультуре, проводимой членами центральной методической комиссии. Здесь также можно познакомиться и использовать задания теоретической и по практической части за последние 10 лет, проводимых на олимпиадах по всей стране, начиная от школьного до заключительного этапа. В своей работе учитель должен использовать разнообразную дополнительную литературу, быть в курсе всех последних событий и новостей в мире спорта.

Учитель должен пропагандировать успешные выступления своих учащихся на олимпиадах. Он должен сделать стенд, уголок выступления учащихся в школе, вывесить на видном месте, чтобы участники гордились своими достижениями, а другие ученики стремились тоже стать призёрами и победителями предметных олимпиад.

Создание команды единомышленников

Система – это целостность его составляющих. Олимпиада по физкультуре состоит из нескольких испытаний практической части и теоретической части. Очень важно учителю не делать вид, что он лучший специалист по всем направлениям, а суметь привлечь к подготовке к олимпиаде «узких» специалистов. Нам удалось установить хорошие отношения с Федерацией гимнастики Дагестана, РДЮСШ по спортивным играм, кафедрой физвоспитания ДГПУ. Ежегодно перед республиканским этапом организуем учебно-тренировочные сборы на базе этих организаций и с привлечением лучших специалистов этих организаций.

Наши достижения

Начиная с 2011 года ежегодно как минимум два ученика становились призёрами и победителями республиканского этапа. Только в прошлом 2019–2020 учебном году 8 учеников Дахадаевского района стали победителями и ещё 14 призёрами республиканского этапа олимпиады по физической культуре. Абсолютным победителем республиканского этапа стала ученица 10 класса Кищинской СОШ Алиева Зайнаб Шамильевна. Ей удалось набрать необходимое количество баллов для участия на заключительном этапе, но в связи с короновирусной пандемией заключительный этап ВСОШ был отменён.

Достичь таких результатов удалось благодаря системному подходу организации работы при подготовке к предметным олимпиадам.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2