Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

21.10.2020 08:47 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 19.10.2020 г.

Письма русской учительницы

Уважаемые читатели и коллеги! Предлагаю вашему вниманию письма русской учительницы, работавшей в далекие 50-60-е года прошлого века в Шамильском районе (тогда Кахибском) в течении 7 лет.

В прошлом году она отметила 90-летний юбилей. Ныне живет в городе Краснодаре в добром здравии и твердом уме. Хочет поделиться с нами своими впечатлениями тех лет о нашем горном крае.

Думаю, что ее видение жизни наших людей, детей, учителей, быта и уклада народа будут небезынтересны ученикам, работникам образования, да и всем тем, кто интересуется вопросами образования и просвещения Дагестана.

М.Г. Газалиев,
директор Андыхской СОШ,
Шамильский район

Математики Кахибской школы

Магомед Газалиевич, день добрый!

Я решила поделиться с Вами своими планами. В моем возрасте уже не под силу физические нагрузки, походы, я предаюсь воспоминаниям. Вот хочу вам написать о некоторых эпизодах из времен работы в Дагестане, которые запомнились мне на всю жизнь, если признаете, что мои воспоминания могут быть на страницах районной газеты, передадите их в редакцию, буду благодарна Вам.

Я в 1950 году окончила физмат Краснодарского учительского института (право преподавания 5–7 классы) и была направлена в Дагестан, ехала с охотой, влекли горы. Попала в с. Андых Кахибского (Шамильского) района. Первый год был трудным, все новое, необычное, не ладилось с дисциплиной, ведь дети росли без отцов (война), а матерям надо было работать и дом содержать, внимания детям было мало. На второй год меня назначили завучем, все вроде наладилось в работе, я начала изучать аварский разговорный язык. Когда в конце года осмелилась говорить на аварском языке, мне сказали, что так говорят дети 3–4 лет, но я продолжала совершенствовать произношения.

На 3 год работы меня перевели в Н. Батлух, где я проработала завучем и преподавателем 2 года. И вот однажды не пришел на урок учитель подготовительного класса, заменить его некем, и я осмелилась пойти на урок, планируя рассказать им сказку «Красная Шапочка» (я только эту сказку знала). Когда я заговорила по-аварски, то передо мной были улыбающиеся, но внимательные лица малышей. Мой запас слов был беден, видя мое старание, некоторые дети старались мне помочь, говорили слова, были знакомы с этой сказкой. Урок прошел, я уставшая ушла из класса. Вечером, когда я шла домой, женщины, которые встречались мне, говорили «ай молодец», гладя по-плечу. А на другой день директор начал обращение ко мне: «Что ты делала вчера? Весь годекан о тебе говорил».

Я поняла, что дети постарались рассказать родителям о моем поступке, значит им было интересно. В Батлухе мы, русские учителя, узнали от учеников, что елки на Новый год не принято наряжать, но все-таки мы решили устроить елку. Едущему в Махачкалу батлухцу дали деньги, он привез нам игрушки, сами вечерами клеили и лепили цепи и другие украшения.

Помню, как я ходила на гору за елкой с Абдулбасиром Магомедовым. Он был учителем начальных классов, сыном председателя колхоза. Срубил он елку, принес в школу, и 31 декабря 1952 года мы ее нарядили, поставили возле школы. Погода была солнечная, дети подготовили выступления: пели, читали стихи, показали физические пирамиды. Самое интересное, что около елки собралось много жителей Батлуха и с интересом наблюдали за концертом. После концерта мы услышали зурну и барабан, и танцевать пошли взрослые зрители. Мы, русские, тоже не отставали плясами. Так весело отметили наступающий 1953 год.

После 4-х лет работы меня перевели в район на должность инспектора. В этот же год в Кахибскую среднюю школу прислали преподавателя математики, окончившего университет. Он сам был из Гуниба, имя его Имран. И вот в октябре месяце я была послана в с. Ругельда в командировку, но пробыла там 2 дня и меня позвали срочно в Кахиб. Я приехала, вернее пришла (тогда больше ходили в села). И мне сразу сказал зав. района Абдурахманов: «Имрана призвали в армию, а ты иди в школу, работать будешь вместо него»

Я поняла, что моего согласия не требовалось, действительно, я только должна работать. И я пошла в школу. Нагрузка 35 часов: 3 десятых класса и 2 девятых.

Одновременно училась заочно на 4 курсе университета. Мне много приходилось заниматься, готовиться к урокам.

Проработав неделю, я потеряла голос. В селе было только 2 терапевта и зубной врач, лорврача не было. Терапевт сказал, что надо помолчать 3–5 дней, и все пройдет. И вот сижу дома, приходят ученики 10-х классов, просят идти работать меня, обещают идеальную тишину на уроках: «...Шепотом будете говорить – мы услышим. Решения задач, которые надо выполнять, напишите на листах, дайте хорошим ученикам, а они будут объяснять, писать на доске. Мы все продумали. Нам ведь после школы дальше надо учиться, а мы гуляем». И я пошла, шипела на уроках, ученики мне несли травы сушеные, учили как лечиться, голос мой восстановился.

Ученики тех лет очень серьезно, старательно учились, думая о том, что надо иметь специальность.

Продолжу в следующем письме...

До свидания!

Александра Ивановна Троицкая

С заведующим районо Абдурахмановым

Магомед Газалиевич, здавствуйте!

Поздравляю вас С Новым учебным годом! Мне хочется, чтобы Вы пока не стали пенсионером, поэтому желаю вам успехов в работе в новом году и коллективу учителей и учащихся вашей школы.

У нас четыре дня была температура + 37 гр, очень трудно переносить такую «теплоту», а теперь перерыв, сегодня +28 гр, а на завтра +26 гр, так что отдыхаем, а после 16-го числа опять обещают температура больше 30 гр.

Я решила продолжить писать свои воспоминания о старательных, интересующихся учебой, дисциплинированных учениках тех далеких лет.

Когда я работала в школе, то исполняла обязанности секретаря комсомольской ученической организации. Меня избрали (точнее назначили). И вот ко мне приходит ученик 9 класса и говорит, что он с жалобой на учительницу литературы, которая поставила неверно оценку за сочинение. Я его спросила: «Как ты это установил?» Его ответ меня поразил, т. к он заявил, что учительница перед начало изучения темы сказала, какие будут темы сочинений. Он оба сочинения написал и выучил наизусть. Пришлось разбираться. И вот сидим я и учительница литературы, перед нами его сочинение, ученик говорит текст его по памяти, и не только текст, а еще, где стоят какие знаки препинания и написание особо трудных слов, и не ошибается. Мы были удивлены его трудолюбиям, это сколько он затратил времени на это. Учительница поправила оценку 3 на 4 и извинилась: сослалась на то, что в тот день проверяла много сочинений, сама ошиблась. Потом я узнала, что он не один так работал над сочинениями, а многие ученики поступали так.

...И последнее воспоминание. Я была классным руководителем 10 класса. Мое внимание привлек ученик, который был всегда угрюм, молчалив. Его звали Али, фамилию не помню. Спросила у старосты. Он мне сказал, что зовут его Али, родителей нет, а есть брат в с. Нитаб. Он не смог заработать деньги, а тогда в селе это было сделать трудно, и Али не мог заплатить за питание в столовой. Одноклассники приносили ему хлеб. Так он жил иногда месяцы... Однажды срочно собрали педсовет. Али попросил разрешение выйти из класса на уроке, разрешения не получил, но вышел самовольно. Стоял вопрос о его отчислении. Учитель физики Альберт Альвович Сурмаев говорит мне: «Чего молчишь? Давай возьмем его на поруки». Я согласилась, выступила, и его оставили в школе. Мы, учителя, собрали деньги и купили ему рубашку, обувь, но отдать я не решилась, поручила старосте.

На экзамены он приходил в новой одежде. В сентябре нового учебного года я получила письмо от Али из военной части: его призвали в армию.

Начиналась оно так: "Вы – как брат и сестра – помогли мне окончить школу". Слова благодарности на двух страницах.

И вот уже живя в Астрахани, часто хотелось узнать, как сложилось жизнь у Али.

Позже у нас завязалась переписки с Магомедом Газалиевичем. Я ему написала об Али. Написал, что он живет в Буйнакске, окончил мединститут, работает зубным врачом, знаменит в городе. Я была очень рада за него, за его успехи.

Магомед Газалиевич!

Понимаю, что слог письма грубоват, но переписывать не могу, сделайте скидку, учтя мой возраст.

Если сочтете, что мои воспоминания можно опубликовать в газете, сделайте корректировку и поместите в газету.

Вам желаю всего хорошего, главное – здоровья!

С уважением,
Александра Ивановна

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

29