Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

01.10.2020 21:55 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 29.09.2020 г.

Открытый урок «Геометрия табасаранских узоров»

Автор: С.М. Назаралиев
учитель математики, Куштильская СОШ, Хивский район

В учебниках математики для 5 и 6 классов большое значение придается изучению геометрии. В VI классе ученики должны приобретать твердые навыки при изображении фигур, симметричных друг другу относительно прямой, точки. На высоком методическом уровне можно провести обобщающий урок по теме «Осевая симметрия». Меня привлекает в ней то, что она дает редкую для математики возможность приобщить детей к табасаранской национальной культуре. Готовясь к уроку, я сам заинтересовался нашими табасаранскими коврами, которые не нуждаются в рекламе, открыл для себя геометрию табасаранских узоров. Тем интереснее мне было вести занятие, на котором я делился этими открытиями со своими учениками. В подготовке к уроку мне помогла моя супруга, которая в совершенстве разбирается в ковроделии и узорах.

Цель:

• приобщение детей к табасаранской национальной культуре;

• ввести понятие оси симметрии, организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по данной теме;

• учить распознавать ось симметрии и применять её свойства в решении задачи;

• обеспечивать формирование положительной мотивации, интереса к математике, стремления и приобретения новых знаний;

• содействовать рациональной организации труда учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями 1 (16 шт.), карточки с заданиями 2 (16 шт.), карточки с заданиями 3 (16 шт.), карточки с заданиями 4 (по 8 шт. каждой команде, 2 команды), карточки с заданиями 5 (16 шт.).

Девиз урока: "Узоры наши самые красивые".

Эмоциональная сторона урока поддерживалась плакатами и самими коврами.

Занятие имеет многоаспектный характер. Оно развивает у воспитанников тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно-пространственную ориентировку, воссоздающее воображение, логическое мышление. При этом формируются навыки работы с нитками, навыки завязывания узелков, навыки проектировочной деятельности, симметрия узоров, творчество, гибкость и самостоятельность мышления.

Урок начался кратким вступительным словом учителя: «Слово симметрия издавна употреблялось в значении "гармония, красота". Человек использовал симметрию в строительстве жилищ, в создании предметов быта, в украшении одежды. С древних времен у табасаранцев распространены резьба по камню и ковроделие. И то и другое отличаются богатством узоров, которые создаются с помощью симметрии. 

Задание 1

На рисунке воспроизведен узор табасаранского ковра.

Требуется найти и показать все оси его симметрии.

Сначала ребята видят лишь вертикальную и горизонтальную оси, но чуть позже обнаруживают еще две – расположенные к ним под углом 450.

Теперь слово берет учитель культуры и традиций народов Дагестана:

– Ковроделие появилось более 250 т. лет назад. Одновременно с появлением ткачества и вязания, появились и первые ковры, половички, дорожки. У разных народов свои традиционные приёмы ковроделия, зачастую, очень отличающиеся от других. У славян изготовление половиков относилось к простейшим, не требующим особых навыков, технологиям ткачества.

Он рассказывает,чтоТабасаран с древних времен славится своими талантливыми ковровщицами, мастерами-каменщиками , вязальщицами.

Ковры и джурабы табасаранских мастериц привлекли деловых людей из Америки, штат Огайо. Гражданин США Филипп со своей семьей жил в с. Бухнаг Табасаранского района и заказывал эти ковровые изделия.

Возвращаясь к математике, мы вспоминаем с классом, как построить точку, симметричную данной точке относительно прямой. Один из учеников рассказывает, какие для этого необходимо выполнить действия.

Задание 2

На доске изображена ломаная ABC и прямая m.

Требуется построить ломаную, симметричную ломанной АВС относительно оси m. Один из учащихся выполняет построения у доски, по ходу комментируя свои действия: «Сначала строю точку, симметричную точке А, затем строю точку симметричную точке В. Точка С лежит на оси, значит, она симметрична самой себе. Последовательно соединяю построенные точки».

Учащиеся уже хотят немного подвигаться, поэтому им предложена эстафета, в которой примут участие все ребята.

Задание 3

Нарисуйте от руки фигуру, симметричную одной из данных относительно вертикальной оси.

Класс делится на две команды. Каждый ученик эстафеты выходит к доске и делает изображение, симметричное данной фигуре из тех, что предложены его команде. Выигрывает та команда, которая первая справится без ошибок со всеми своими заданиями.

Команда победит, если каждый ее участник не только выполнит свое построение, но и проверит работу своих товарищей – вдруг где-то вкралась ошибка, тогда ее нужно будет исправить.

Физкультминутка: пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, приседания или наклоны (5 минут).

После того, как задание успешно выполнено и подведены итоги, математик передает слово этнографу. Из рассказа учителя дети узнают, что все фигуры –это разнообразные узоры ковров. Дети с удовольствием находят на плакатах и образцах эти узоры. Учитель сообщает, что число узоров и их разновидностей в табасаранских коврах с каждым годом растёт.

Каждый узелок имеет свое устоявшее место и декоративное назначение, для каждого вида изделий применялись свои определенные узоры.

Все виды ковров учащиеся могут видеть на плакатах. Каждый узор является стилизованным изображением какого-то объекта, например, птицы, животного, растения, гор, рек.

Табасаранские ковровщицы начинали свои узоры с контура рисунка, который выполняли черными нитками. Эта была ответственная часть работы, требовавшая от мастерицы большой точности, ведь если она ошиблась на один лишь узел, симметрия рисунка нарушалась. В том, что эта работа трудная, требующая внимания, учащимся предложили убедиться, а большинство уже убеждены на собственном опыте, тем более, в школьном музее есть ковёр, на начальном стадии производства.

Задание 4

Каждый учащийся получает карточку, сделанную из клетчатой бумаги. На ней изображена часть узора и проведены две его оси симметрии. Требуется восстановить весь узор.

Всего на карточках заготовлено 16 различных узоров. По мере того, как отдельные учащиеся заканчивают работу, их работы занимают место на доске. Те ребята, которые еще работают, имеют возможность, найдя свой узор среди уже выполненных, оценить правильность орнамента, найти ошибку.

После того, как задание закончено, учитель обращает внимание класса на то, что узор на рисунке 4 – это традиционное украшение…

Большое значение в коврах играл и цвет. Дети замечают, что в узорах, которые висят на доске, использованы 5 цветов: черный, красный, синий, белый, зеленый. Чаще всего встречаются красный цвет – цвет жизни. Для выполнения контура обычно использовался черный цвет – цвет земли и плодородия. 

В заключение урока учитель обращает внимание учащихся на девиз, записанный на доске: «Узоры наши самые красивые».

На этом уроке каждый из учащихся попытался сам создать красоту, приобщился к тому, как воспринимали окружающий мир его предки, как постигали его порядок, красоту, совершенство.

Итоги занятия, рефлексия:

– Посмотрите, какие яркие, необычные, мягкие ковры у нас! Расскажите, для чего мы их будете использовать? Кому подарите? Хотите ли продолжить работу и попробовать большое изделие? Понравилось ли вам ткать ковёр? Мне тоже было очень приятно с вами работать. Буду рад новым встречам. До свидания!

Наши отличницы – будущие мастерицы

Практическая работа с узором на «Паласе»

Изучение симметрии рисунка безворсового ковра

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

227