Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

01.10.2020 22:12 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 29.09.2020 г.

Четверть века у доски

Джамиля Карахмаевна Магомедалиева с первой минуты знакомства вызывает светлые и добрые чувства. Высокая, стройная, улыбчивая, выдержанная и мудрая. Ученики её обожают.

Ровно тридцать лет назад, по совету первой учительницы Саидат Абдулхакимовны, Джамиля решила стать педагогом. И она поступила в Буйнакское высшее педагогическое училище (колледж) на факультет начальных классов.

Началась любовь к профессии с игр с сестрами в школу и учительницу.

Окончив училище с прекрасными знаниями, Джамиля Карахмаевна устроилась на работу в Зубутли-Миатлинскую школу, где её встретили тепло и радушно.

Наш разговор начался с темы о роли игр в воспитании детей. В последние годы дети в основном сидят за смартфонам, совсем не умеют общаться и играть. Эта проблема волнует не только родителей.

Джамиля Карахмаевна тяжко вздыхает и печально произносит:

– А когда нам играть, ведь школа работает в две смены. Всё же, несмотря на эти трудности, мы выходим из положения: проводим различного рода конкурсы, соревнования, фестивали. Да и в мелочах можно проводить познавательно-полезное занятие. К примеру, зимой дети не только играют в снежки, а даже берут в рот снег. Что в таком случае делает учитель? Он набирает снег в блюдце и просит школьников понаблюдать. И что они увидят? Снег растаял, а по краям мутной лужицы на дне блюдца появилась грязная полоска. Учитель рассказывает, что, опускаясь на землю, снег вбирает из воздуха частицы пыли, копоти, поэтому зимой после сильных снегопадов, воздух кажется таким свежим и ароматным. Снеговая вода сильно отличается от водопроводной: в ней меньше растворено солей и поэтому она мягкая. Домашние цветы лучше поливать дождевой или снежной водой, но пить её не стоит.

- Как привить детям любовь к младшим нашим братьям? Некоторые мальчишки любят поиздеваться над котятами, собачками. Откуда это берется?

– Из семьи, конечно. Приведу пример. Малыш бегает вокруг мамы, которая уткнулась в телефон и совсем не видит, чем занят её четырехлетний сынишка. Он же, увидев лягушку, зажимает добычу в кулачке и радостно бежит к матери. Та в ужасе взвизгивает: «Брось немедленно эту гадость!» Оторопевший мальчик разжимает пальцы, лягушонок удирает прочь…

Думаете – это малозначительный инцидент? Подобные впечатления детства приводят к формированию ошибочных представлений, а такие представления не могут не отразиться на личности ребенка. Может быть такой дикий возглас и заронит в душе ребёнка, что лягушка – это гадость и её можно забросать камнями и убить.

Интерес к животным возникает у детей очень рано. Еще до года малыш тянется к кошке, собачке. Страха нет. Но он появится благодаря взрослым.

Подросший ребёнок встречается с животными в сказках. Там все ясно: лиса всегда хитрая, волк – злой и глупый, заяц – трусливый. А на самом деле: кто злой, кто добрый, кто приносит пользу, кто – вред?

Ученые считают, что количество животных – абсолютно вредных – очень мало. Как объяснить это ученику? Если уничтожить лису, то мыши-полёвки принесут огромный вред сельчанам. Ведь основная пища лисицы – это мыши-полевки.

К сожалению, многие учителя не придают особого значения таким «мелочам». Да и многие родители не всегда вникают в эти проблемы.

Но надо всегда помнить: нельзя гасить в детях любопытство и любознательность. Надо терпеливо и внятно всё это объяснять.

Каждую осень в нашей школе проходит праздник «Дары Осени». Дети с удовольствием собирают опавшие листья. Они уже знают, что осень делится на четыре периода: начало осени – первые жёлтые листочки на берёзе, золотая осень – валовой листопад, глубокая осень – до первого снега, предзимье.

На конкурс школьники приносят из листьев аппликации, гирлянды из желудей, поделки из овощей, картины из различных круп.

Можно играть в «путаницу». Разложить на столе листья и семена: дубовый лист рядом с крылаткой клёна, возле еловой веточки положить жёлудь, на листке орешника – липовую лодочку. То есть, разложить семена и листья «парами», создав путаницу. Можно в игру включить кусочки коры. Конечно, её надо снимать со спиленных и погибших деревьев. Можно применить карточки с рисунками деревьев и растений.

При желании школьников можно развивать на каждом шагу. Детей надо постоянно знакомить с удивительным миром природы. Особенно родного края. Дайте им радость первых открытий, удивление безграничным разнообразием форм, оттенков, звуков, запахов… Систематизируйте знания, которые ребёнок приносит из детства.

Человека, не знающего родной природы, невозможно научить бережному отношению к природным богатствам. И чем раньше начата эта работа, тем больше уверенности в том, что наша голубая планета останется такой же красивой и разнообразной.

...Четверть века у доски Джамиля Карахмаевна, и все эти годы она не перестает вкладывать в детей удивительное, доброе, вечное...

Беседовала З. Омарова,
председатель родительского
комитета

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3