Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

30.01.2020 14:34 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 29.01.2020 г.

Мудрые заповеди забываются

Автор: М.М. Эфендиев
учитель русского языка, МКОУ «Игалинская СОШ»

В республике масштабы нравственного нигилизма достигли угрожающего характера.

Безоговорочное уважение к старшим, забота о младших, культ матери и семьи, любовь к своей республике, желание видеть её могучей и процветающей – все это, на мой взгляд, с годами деградируется, истинные этические нормы жизни растаптываются и ущемляются.

Видимо, воспитательный процесс в школах и дома ходит «на костылях». Апробированные корифеями педагогики мудрые заповеди забываются.

На рубеже тысячелетия Россия, к нашему великому огорчению, оказалась в числе слаборазвитых стран, утратив приоритеты по многим своим позициям.

Почему спустя столетие после того, как российский рубль был конвертируемой валютой, мы попали в зависимость от доллара? Почему ни одно российское промышленное предприятие не выпускает конкурентоспособную продукцию, а ввозим дешёвые китайские товары? И почему мы теперь переживаем горчайшую ситуацию вырождения нравственности? Есть ли в этом вина школы? Считаю, есть.

Гипертрофия когнитивного (убеждающего) начала в нашей нынешней педагогике привела к тому, что наши ученики много знают, но мало умеют. Из современной школы практически изгнан труд, дети практически ни к чему не приучены. Слабая материальная база мастерских и нищенское отношение к «золотым» рукам. Вот и получается: мы все хотим жить как в Японии, а работаем как в России. О какой трудовой подготовке мы имеем право говорить? Богатство России – это, увы, и её национальное бедствие. Мы жили изолированно от всего мира, поэтому выбрасывавший на прилавок импортный товар, давки в очередях, унижали достоинство рядового покупателя. Многие скептически шутили, что у нас ничего путного не бывает в магазинах, зато есть в холодильниках и на столах; а у них всё есть в магазинах, но ничего нет на столах.

Из всего этого складывается печальный парадокс: нищий Запад живёт в богатстве, а богатейшая (по всем параметрам) Россия – в нищете. Видимо, предвидя это, великий русский поэт Н.А. Некрасов отразил обобщённый образ «матушки-Руси»:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь…

Что греха таить, мы не отличаемся высоким уровнем бытовой культуры. К сожалению, каждый из нас может жить в полуразвалившемся доме, в неухоженной, запущенной квартире, ездить по разбитым дорогам, сорить сколько душе угодно, ломать и рушить прекрасное и т. д., не имея при этом желания что-либо изменить.

Внимательно прочтите роман М. Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский говорит о том, где находится разруха и с чего она начинается... С наших сердец, от нашей безнравственности. Зайдите в любое общеобразовательное или другое учреждение, не считая платных. Что первым бросается глаза? Зловоние туалетов, окаменевшие нашлёпки грязи на лестницах, чудовищно-мрачные оттенки стен, грязные полы и изуродованные, исписанные доски и столы… Всё упирается во что? В Японии, Китае, Корее, Германии и в других цивилизованных странах культуре и чистоте учат с детских лет, да и вся обстановка жизни «там» с детства приучает к её освоению. Если ребёнок в «грязи по колено» приходит на урок, о какой нравственной стороне можно говорить? Думается, какие бы асы педагогического труда ни были в школе, как бы хорошо они не учили, мы не воспитаем высокий уровень культуры, стремление к красоте, к совершенству, если проблемы школы не станут проблемами государства. Без творческого духа, без экономического воспитания детей, школа не сдвинется с места. Правы те, кто говорят: «Из немытой школы вырастает немытая страна»...

Пора вводить в школах олимпиады под названием «Золотые руки», чтобы, вступая в самостоятельную жизнь, дети могли обрести профессию по душе. Оценивая одарённые головы, забываем о тысяче, способных творчески показать себя. С тоской смотрю на современные уроки труда. Ученик делает скалку для матери с помощью учителя. Отшлифовал – получил оценку «пятёрку». Отстругал дощечку – «пять». А как же ? Другого и не дано!

...Вот и получается, что готовим выпускников хуже и хуже. Может быть, настала пора, не только поразмыслить, но и многое изменить в школьном трудовом обучении? Может, все эти проблемы разрешит профильное обучение, а может быть я в своих мыслях не прав?..

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2