Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

24.09.2019 11:24 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 18.09.2019 г.

Применение здоровьесберегающих технологий в школьной практике

Автор: А. Курбанова

Как известно, состояние здоровья ребенка является важным условием для воспитания в семье и успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной и профессиональной подготовке. За последние годы уровень здоровья детей неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социальных, экологических и учебно-дидактических факторов. 

Следуя мудрым наставлениям А.В. Сухомлинского, опираясь на свой педагогический опыт, составила для родителей рекомендации:

- каждому родителю необходимо видеть в ребёнке Человека с его мечтами и проблемами, с его стремлениями и надеждами, с его неудачами и "ожиданиями чуда";

- для того, чтобы дети оставались здоровыми, их нужно просвещать о необходимости ведения здорового образа жизни;

- чтобы у детей не было проблем со здоровьем, необходимо их убеждать в том, что трудолюбивые, занятые спортом, увлеченные творчеством люди добиваются в жизни своей цели, а ленивые – губят свои способности каждый день, что у ленивых детей всегда проблемы и со здоровьем, и конфликты с окружающими людьми. Трудолюбивые дети радуют окружающих своими поступками. Они растут аккуратными во всём, общительными, отзывчивыми, внимательными, заботливыми и по-настоящему счастливыми людьми. Четкий режим дня помогает им добиваться хороших успехов в учёбе, спорте, в жизни.

Как педагог я составила и режим дня. Он у каждого ребёнка, конечно же, может быть свой. Правильно составленный индивидуальный режим дня поможет любому ребёнку организовать и воспитать себя.

Режим дня помогает человеку организовать здоровый образ жизни, добиваться поставленных целей, выработать аккуратность во всех поступках.

Мой многолетний опыт педагогической работы подсказывает: решение задач сохранения здоровья учащихся немыслимо без постоянной любви к детям, без сотрудничества с ними. Чтобы заставить биться юные сердца, учителю необходимо рассказывать о том, что поразило его самого, заставило его сердце трепетать от гордости или возмущения, радости или боли. Точно также родители могут быть с ними искренними.

В школе личность учителя, его нравственное и духовное богатство, верность правде жизни – залог успешной работы с учащимися. В своей практической работе учитель может дать советы родителям, руководствоваться разработанными В.А. Сухомлинским заповедями о том, «Как беречь детское доверие»: 1) выслушивать детей и понимать их; 2) быть корректными при разборе опрометчивых поступков детей; 3) избегать конфликтных ситуаций; 4) думать об их будущем.

В.А. Сухомлинский утверждал, что именно от педагога зависит, станет ли сердце ребенка "нежным цветком или засохшей корой". Конечно же, в образовательных учреждениях должны соблюдаться необходимые условия для сохранения здоровья детей: 1) достаточная освещенность классов; 2) достаточная проветриваемость школьных помещений; 3) правильная форма и величина парт и стульев; 4) совершенствование методики преподавания; 5) подбор индивидуального подхода к учащимся; 6) использование не только обучающих, но и воспитательных технологий; 7) использование (в начальных классах) физкультминуток, ведущих к двигательной активности учащихся; 8) организация правильного питания и отдыха учащихся. Для осуществления перечисленных задач должно быть достаточное финансирование школы, благополучное состояние здоровья учителей, сформированы такие личностные качества у педагогов, как толерантность, доброжелательность, чувство юмора и др.

При эффективном использовании здоровьесберегающих технологий на уроках уровень тревожности у детей падает и развивается саморегуляция. Ведь во время учебного процесса ученик должен не только хорошо учиться, но и быть здоровым и счастливым. Для этого учителю необходимо помнить, что нужно поддерживать в ребёнке чувство собственного достоинства, создавать вокруг него атмосферу доброты. Ведь все дети, как "цветы жизни", нуждаются в заботе, саморазвитии и самореализации. С этой целью я включаю в учебный процесс здоровьесберегающие технологии: в начальных классах – физкультминутки, а в 5–6-х классах – различные релаксации. В 7–9-х классах можно использовать различные упражнения. Например: "Проверьте свою осанку. Встаньте у парты, проведите сначала вращение головы по часовой стрелке, а потом – против часовой стрелки. Дыхание свободное. Далее вращение туловища по часовой стрелке, а потом – против часовой стрелки". Упражнение выполняется 1–3 мин. Закончив упражнение, ученики садятся за парты, сохраняя прямую осанку. Такие упражнения помогают учащимся сосредоточиться на уроке. В 10–11-х классах с целью нейтрализации стресса у школьников можно использовать беседы и диспуты.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2