Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

24.09.2019 11:17 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 18.09.2019 г.

О психологической службе в современной школе

Автор: Э. Эмиров

Круглый стол на тему «Актуальные проблемы психолого-педагогической работы в школе и дошкольных образовательных учреждениях» состоялся в Махачкалинском центре повышения квалификации. Мероприятие прошло совместно с Общественной палатой г. Махачкалы. 

Открыл заседание директор УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации», председатель комиссии Общественной палаты г. Махачкалы, д. э. н. М. Абакаров. Он отметил, что школа сегодня особенно нуждается в учителе нового типа, как по личностным, так и по профессиональным качествам. Школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому.

Обращаясь к участникам круглого стола, Магомед Идрисович, в частности, сказал: «Современное развитие образования показывает, что для школы наступает новый этап. Он состоит в том, чтобы создавать условия для развития профессиональной компетентности, что является важным фактором успешности учителя и качества его работы.

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужен синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи...

Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы».

Как же быть молодому педагогу? Легко ли быть молодым учителем в современной школе? Именно эти вопросы поставил перед присутствующими и постарался на них ответить председатель Общественной палаты г. Махачкалы С. Абдулкадыров, человек, многие годы возглавляющий общеобразовательное учреждение – махачкалинскую школу № 18. Выступающий обратил внимание на то, что школа – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в учебном заведении, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни – все иначе! В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с учащимися – вот далеко не полный перечень проблем, подстерегающих учителя-новичка.

По мнению С. Абдулкадырова, начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом, то есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы. Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников. Ведь каждый из них – мастер своего дела.

Свой взгляд на обсуждаемую проблему высказали заведующая кафедрой ФГБОУ ДГУ, д. пед. н., профессор Б. Алиева; руководитель махачкалинского Центра эффективной психологии С. Алишева; директор школы № 59 г. Махачкалы И. Байсонгуров; председатель Союза музыкантов РД, заслуженный деятель искусств РФ, профессор ДГПУ Хан Баширов; замдиректора Республиканского лицея-интерната «Центр одаренных детей», к. искусств. н. Р. Гаджиханова; директор СОШ № 10, г Махачкалы, председатель комитета Общественной палаты г. Махачкалы, к. и. н. Р. Сердеров; директор СОШ № 1 г. Каспийска Ф. Алиева; психолог-коуч Центра эффективной психологии П. Магомедова; руководитель Детской филармонии при Администрации г. Махачкалы, профессор Института культуры и искусства ДГПУ, заслуженный деятель искусств РД Ю. Ханжов. Они говорили о необходимости соответствия профессионального стандарта деятельности педагога-психолога, о профилактической модели организации психологической службы в системе образования. Многие акцентировали внимание на принципах организации и направления повышения квалификации педагогов-психологов в соответствии с Концепцией развития психологической службы образования и моделью аттестации педагогов-психологов. Были обсуждены также вопросы кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Отмечалась роль внешнего психологического центра и психологической службы, входящей в структуру школы, для обеспечения эффективности образовательного процесса... В нашей республике система психологической службы образования нуждается в реорганизации и профессиональных кадрах. На сегодняшний день работа педагогов-психологов выстроена неэффективно, в школах психологи зачастую не имеют высшего профессионального образования, толком не исполняют свои профессиональные обязанности. Во многих случаях психологами в школах работают учителя-предметники, которые прошли где-то курсы психологии.

В резолюции круглого стола предложено обобщить опыт работы психологических служб и психологических центров РД по вопросам организации психолого-педагогической помощи; рекомендовать управлениям образования организовать консультации по возникающим вопросам со специалистами (администрацией школы, педагогами-психологами, юристами и т. п.); рекомендовать средствам массовой информации РД показывать позитивный образ современного молодого педагога-психолога как носителя творческого потенциала, в достаточной степени владеющего знаниями и компетенциями в выбранной сфере деятельности.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0