Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

01.09.2019 12:36 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 22.08.2019 г.

У. Омарова: «Качественное образование – это путь к благосостоянию общества»

Интервью с заместителем Председателя Правительства РД –министром образования и науки РД Уммупазиль Омаровой.

– Уммупазиль Авадзиевна, прошёл ровно год с момента предыдущего республиканского совещания работников образования. Что удалось сделать за этот период?

– Перед Министерством образования и науки Республики Дагестан стоит важнейшая задача – создать нашим детям условия для получения доступного и качественного образования. На это направлены все наши усилия, программы и проекты. Качественное образование – это путь к благосостоянию общества. Главным ориентиром в этой работе для нас является реализация национального проекта «Образование», а также основных направлений региональной политики в области образования. Весь предыдущий учебный год министерство работало в напряжённом режиме. Многое из запланированного мы успели осуществить.

Успешное развитие получил проект «100 школ», инициированный Главой Дагестана и горячо поддержанный жителями республики. В 2019 году реализация проекта была продолжена уже как «150 школ». Усовершенствована процедура прохождения аттестации педагогов на первую и высшую категорию, изменена система оплаты труда учителей, наведён порядок с обеспечением школьников учебниками, с выдачей медалей «За особые успехи в учении». Улучшилась ситуация с детскими дошкольными учреждениями. В рамках проекта «Поддержка семей, имеющих детей», созданы консультационные центры в целях оказания комплексной методической и консультативной помощи родителям детей, получающих образование в семье.

В республике продолжается реализация нацпроекта «Образование». На сегодняшний день реализуется семь региональных проектов, которые позволят не только качественно повысить уровень образования в регионе, но и достичь результатов, которые ранее были невозможны.

Республика привлекла из федерального бюджета около 16 миллиардов рублей, выиграв конкурсы Министерства просвещения Российской Федерации. При этом основные средства будут направлены на строительство детских садов и школ.

Следует отметить: такие масштабные проекты в сфере образования республики реализуются впервые, что накладывает дополнительную ответственность за эффективное освоение выделенных средств.

Всё это делалось открыто, с предварительным обсуждением, под наблюдением широкой общественности.

Убеждена, что только прозрачность и объективность принимаемых решений во всех структурах образовательной сферы республики приведут к позитивным результатам, поднимут на более высокий уровень качество образования, что, в свою очередь, позволит нам воспитать всесторонне развитое, востребованное временем новое поколение граждан нашей республики. А для этого у нас есть главное – возможность и желание двигаться вперёд!

– Как прошла кампания ЕГЭ-2019?

– В этом году, как и в прошлом, было обеспечено проведение прозрачной процедуры государственной итоговой аттестации, по результатам которой отмечается положительная динамика.

Организация на высоком уровне столь важного мероприятия стала возможной благодаря взаимодействию системы образования республики как с отраслевыми федеральными, так и республиканскими ведомствами.

Участие в основном периоде ЕГЭ-2019 приняли 12452 выпускника текущего года. Комплекс мер, направленных на повышение качества образования в республике, позволил существенно улучшить результаты итоговой аттестации по отдельным предметам. В частности, по математике – более чем на 10 баллов, по русскому языку – на 1,5 балла, по физике – на 2,8 балла, по информатике – на 7 баллов, по истории – на 2,3 балла, по иностранному языку – на 6,1 балла.

Количество участников, набравших 80 и более баллов по всем предметам, в 2019 году составило 2640 человек (в 2018 – 2380 чел.).

Возросло и количество стобалльных работ. 100 баллов на ЕГЭ по разным предметам набрали 23 участника (в 2018 – 19 участников), а выпускница лицея № 39 г. Махачкалы Мариям Батыраева набрала 100 баллов сразу по двум предметам.

– Расскажите подробнее о проекте «150 школ».

– Как я уже отметила, реализация проекта «100 школ» в этом году была продолжена уже в формате «150 школ». В проект вошли 217 школ, расположенных в 44 городах и районах республики. Уникальность этого проекта в том, что в нём участвуют меценаты, люди, неравнодушные к тому, в каком состоянии находится школа в их селе, районе.

Цель проекта – улучшение материально-технического состояния школ. Финансирование ремонтных работ в общеобразовательных организациях осуществляется за счёт средств республиканского бюджета (398,9 млн руб.), спонсорской поддержки (129 млн руб.) и муниципальных ресурсов (63,4 млн руб.).

На каждую школу, участвующую в проекте, из регионального бюджета выделены средства в размере 2 млн рублей. Минимальное участие бюджета муниципалитета и привлечённых средств меценатов составляет 5 и 15%.

Особое внимание при реализации проекта уделяется оснащению медицинских кабинетов и обеспечению школ тёплыми санузлами. Участие в проекте предусматривает капитальный ремонт и позволяет решить проблемы, которые накапливались годами.

– Как решается проблема нехватки учителей в сельских районах?

– Одним из серьёзных факторов, снижающих качество образования и создающих неравные условия, является нехватка педагогов, особенно учителей английского языка, в сельских школах.

Для решения вопроса с кадровым обеспечением школ Минобрнауки РД проводит мероприятия, предусматривающие меры финансовой и материальной поддержки педагогических работников, выезжающих в образовательные организации, расположенные в сельской местности. Одним из таких направлений является проект «Земский учитель», реализация которого по поручению Президента России Владимира Путина планируется с 2020 года.

Дагестан выступает в качестве пилотного региона, поэтому у нас проект «Сельский (земский) учитель» запущен уже с этого года.

Полагаю, что меры поддержки в рамках проекта привлекут в сельские школы специалистов, и мы сможем выровнять сложившуюся ситуацию. Закрепление молодого специалиста в сельской школе является приоритетным для нас.

– Создание современных условий невозможно без обновления самого содержания образования, повышения его качества.

– Эта задача целенаправленно решается на протяжении последних лет. Качественное образование невозможно без высокой квалификации учителя. В связи с этим разработан целый ряд мероприятий. Усовершенствована работа ДИРО, обновлено содержание курсов повышения квалификации педагогов.

В рамках проекта «Учитель будущего» ведётся работа по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и аккредитационного центра системы образования, которые будут обеспечивать повышение квалификации в постоянном режиме. Это позволит осуществить рывок в развитии профессионализма учителей и создать содержательную основу реализации ФГОС.

В целях обеспечения условий для профессионального роста педагогов, организации системного обмена опытом работы и обсуждения актуальных проблем образования, в республике созданы Ассоциация педагогов Дагестана, ассоциации учителей-предметников, клуб «Учитель года Дагестана». Группы опытных педагогов регулярно проводят циклы семинаров и тренингов.

Вместе с тем говорить о том, что проблема качества образования у нас полностью решена, преждевременно. Предстоит огромная работа в этом направлении.

– Мы живём в цифровом веке. Цифровизация непосредственно влияет и на систему образования…

– Изменения вокруг нас, связанные с цифровой средой, происходят с очень высокой скоростью. Появляется всё больше направлений, касающихся новых технологий, и без цифрового образования школе не обойтись. Наша задача – быть готовыми к этим изменениям, работать на опережение.

Именно поэтому в республике реализуется проект «Цифровая образовательная среда», в рамках которого намечены мероприятия по созданию современной образовательной среды для школьников, в том числе оснащение образовательных организаций республики высокотехнологичным оборудованием и скоростным Интернет-соединением.

На эти цели из федерального бюджета выделены средства в размере 277 млн рублей, и до 2024 года все образовательные организации будут полностью цифровизированы.

В этом году на базе детского технопарка «Кванториум» откроется первый Центр цифрового образования детей «IT-куб», в котором ежегодно будут обучаться до 500 школьников в возрасте от 12 до 18 лет, что позволит существенно повысить конкурентоспособность молодёжи на рынке труда в сфере IТ-технологий.

До 2022 года откроется еще 4 подобных Центра: в Каспийске, Избербаше, Дербенте и Кизляре.

– Какие изменения ждут в сфере дополнительного образования детей?

– Мы начали реализацию проекта «Успех каждого ребёнка», который позволит модернизировать региональную систему дополнительного образования и сформировать целевую модель. В республике появится региональный модельный центр, который будет взаимодействовать со всеми образовательными организациями.

Ознакомиться с направлениями дополнительного образования и выбрать подходящую секцию для своего ребёнка родители смогут в программе-навигаторе. В онлайн-режиме пользователям будет доступна информация о педагогах, программах и средствах обучения, мероприятиях и конкурсах. Пользователи навигатора смогут оставлять отзывы и оценивать качество той или иной программы.

– Что делается для поддержки талантливых детей?

– Выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач в системе образования Республики Дагестан.

На республиканском уровне в этих целях открыты Образовательный центр одаренных детей «Альтаир» и Республиканский центр выявления и поддержки талантов обучающихся.

В прошедшем учебном году центром «Альтаир» проведены 9 смен с участием 1165 учащихся из всех районов и городов республики. Работа Центра велась на площадках лагеря «Солнечный берег», ДГУНХ и ДГТУ. Детей обучали опытные педагоги дагестанских школ, представители МФТИ и МГУ, в результате чего наиболее подготовленные ребята смогли поступить в ведущие технические и инженерные вузы страны.

В этом году по инициативе Председателя Правительства А. Здунова запущен проект «Бинилект» с целью формирования и развития управленческих, лидерских и предпринимательских навыков у подростков.

– Ваши пожелания педагогам, школьникам, родителям накануне нового учебного года.

– Хочу поблагодарить учителей за их бесценный труд. Именно от учителей зависит будущее нашей республики, которое невозможно без грамотных, всесторонне развитых детей. Родителям желаю тесно взаимодействовать с педагогической общественностью, быть активными участниками жизни школы. А школьникам – интересной учёбы и новых достижений.

Со своей стороны, хочу уверить, что руководство республики делает и будет делать всё, чтобы наши дети обучались в комфортной среде, получили качественное образование, которое позволило бы им в дальнейшем стать достойными гражданами, востребованными и полезными для родной республики.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8