Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

12.07.2019 09:03 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 19.06.2019 г.

Вспоминая Георгия Малкина

Автор: Н.Н. Магомедрасулова
учитель русского языка и литературы, Гапцахская СОШ, Магарамкентский район

Он приехал в Дагестан на два года – остался на всю жизнь. Является автором двух гимнов: города Дагестанские Огни и школы-интерната «Горянка». По его инициативе в 1991 году в Дербенте был основан музей «Боевая слава». Благодаря многолетней поисковой и следопытской работе его воспитанниц в этом же городе был воздвигнут памятник – Мемориал Славы воинам 345-й Дагестанской стрелковой дивизии, сформированной в 1941 году в Дербенте и защищавшей город Севастополь. Это был человек большой души и глубокого интеллекта. Он оставил богатое духовное наследие и вписал своё имя в историю образования Дагестана. 

Мероприятие «Великий учитель», посвящённое известному краеведу, заслуженному учителю Дагестана Георгию Алексеевичу Малкину и приуроченное к 30-летию Дербентского музея-заповедника, состоялось в одном из отделов музея «Боевая слава». На встречу были приглашены старший научный сотрудник музея, краевед Г. Гусейнов, главный хранитель музея Т. Амирасланов, научный сотрудник филиала музея-заповедника им. Тахо-Годи в городе Дагестанские Огни Ч. Мехтиева, а также выпускницы школы-интерната. Все выступившие отметили, что Георгий Алексеевич был настоящим учителем и увлечённым краеведом.

У нас говорят: нельзя оценить высоту горы, если стоишь слишком близко к ней, надо немного отойти, чтобы увидеть её в цепи других вершин. Так, мне кажется, и с событиями в жизни. Вряд ли кто из нас в период учёбы в Огнинской школе-интернате понимал и осознавал, где мы учимся, какие люди нас воспитывают. Это была хорошая школа, но мы думали, что она одна из многих. О том, что наше учебное заведение особенное, мы поняли после, когда навсегда покинули стены интерната, когда, общаясь со сверстницами, начали сравнивать их школьную жизнь с нашей.

С 1954 года по 1990 год в Огнинской школе-интернате Георгий Алексеевич работал учителем физики, завучем, с 1969 года – организатором внеклассной работы. Он приехал в Дагестан по распределению вместе с женой Верой Михайловной сразу после окончания физико-математического факультета Тамбовского государственного университета. В то время диплом не выдавали на руки, пока выпускник не отработает два года по специальности. И Малкины планировали после отработки сразу уехать. Но Георгий Алексеевич полюбил этот край, полюбил так, что посвятил обучению и воспитанию горянок всю свою жизнь.

Каждое лето с воспитанницами, юными краеведами, он отправлялся в походы для изучения флоры и фауны, быта горцев. Исследователи обошли весь Южный Дагестан. Год за годом собирались экспонаты для школьного краеведческого музея, который был открыт в 1965 году, а в 1978 году постановлением поселкового Совета ему было присвоено звание «Народный музей».

В течение 10 лет велась работа по поиску выживших воинов 345-й ДСД. Георгий Алексеевич с воспитанницами объехал пол Советского Союза: Севастополь, Тамбов, Томск, Москва, Ленинград – по следам воинов, отыскали около трёхсот человек.

Г.А. Малкин трижды организовал для них встречи в Дербенте: в 1981-м, 1983-м и 1985-м годах. Никто не знает, где он брал средства для проведения этих мероприятий. Одно я знаю точно: он не обивал пороги вышестоящих инстанций по этому поводу. Руководители предприятий, простые люди сами предложили ему помощь. Уровень доверия к нему был столь высок, что по-другому и быть не могло.

В 2008 году мы были на вечере памяти Георгия Алексеевича в Дагестанских Огнях, в краеведческом музее. Выступили представители городской администрации, директор музея Чимназ Залбековна. Затем слово было предоставлено выпускницам интерната. Их рассказы обрывались, потому что комок к горлу подступал, душили слёзы. Я смотрела на них и думала: это какую же часть себя нужно было оставить в сердцах воспитанниц, чтобы по прошествии стольких лет горевать по ушедшему учителю… Он был всесторонне развитым человеком: преподавал нам физику и математику, учил слагать стихи, оформлять альбомы, выпускать стенгазеты, писать письма, выступать перед аудиторией.

Судьбе Георгия Алексеевича можно только позавидовать. Позавидовать его силе воли, цельности xapaктера, внутренней красоте и целеустремлённости. Он был для нас и Макаренко, и Сухомлинский, и Амонашвили. Если о методах работы этих педагогов мы лишь читали в книгах и применяли в работе с детьми, то методику воспитательной работы Георгия Алексеевича мы испытали на себе, благодаря ей у нас была яркая, насыщенная событиями школьная жизнь. Вечера, смотры, конкурсы, следопытская работа, линейки, субботники, походы, поездки…

Надо отдать должное и директору школы Чимназ Залбековне. Георгий Алексеевич развернул широкомасштабную работу только потому, что директор не только одобряла все его инициативы, но и всячески содействовала ему. Ей повезло с организатором: он был её учителем...

Я не являюсь выпускницей этой школы, но несколько лет я училась в ней. Изучая историю интерната, полагаю, что я застала его золотой период. Не входила в состав токсовцев, не была юным краеведом и экскурсоводом школьного музея. Но я ежедневно видела работу Георгия Алексеевича, его серьёзное отношение к делу и отцовское отношение к нам.

Я сама учитель и считаю, что метод воспитания, основанный на личном примере педагога, является естественным и самым эффективным из всех используемых в воспитательной практике.

Чем дальше отходим мы во времени от тех лет, когда в интернате работал и творил Г.А. Малкин, тем значительнее становится в нашем представлении его профессиональный подвиг.

Хочу поблагодарить организатора мероприятия – Дербентский музей-заповедник, а также директора школы № 13 г. Дербента Эльвиру Абидиновну Шеймарданову, выпускницу интерната, которая бросила клич и собрала нас на это, очень важное для нас, мероприятие.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4