Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

12.07.2019 08:52 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 19.06.2019 г.

С уважением к русскому учителю

Автор: М. Абакаров
директор Махачкалинского центра повышения квалификации, председатель комиссии Общественной палаты г. Махачкалы, д.э.н., профессор

Когда мы говорим «дагестанцы», то в это понятие по праву включаются и представители русского народа. Потому что русский язык для дагестанцев не только государственный язык и язык межнационального общения, но для многих это и второй родной язык. Через русский язык и культуру цементируются взаимоотношения народов Дагестана и России и формируется российская идентичность. Дагестанско-русскому двуязычию в Конституции Республики Дагестан придаётся статус конституционной нормы.

Дагестанцы единодушны в том, что наличие русского населения в городах и районах республики положительно влияет на стабильность в обществе. Русский язык и русская культура создали в Дагестане среду конструктивного межнационального общения, получив общенациональное значение. Для дагестанцев русские – народ созидатель, интернационалист, которому присуще трудолюбие, мудрость, гуманность, воля, ответственность, решимость. Большую работу по подготовке национальных кадров и формированию национальной культуры Дагестана вели в далёкие и сложные 30-е годы прошлого века русские учителя, инженерно-технические работники, врачи.

Нелегко было в те годы учительствовать, особенно в сельской местности. И тем не менее сотни и тысячи русских учителей приезжали в Дагестан. Им приходилось жить и работать в суровых условиях. Приезжие учителя испытывали дополнительные трудности из-за незнания русского языка не только школьниками, но и основной массой местных жителей.

Поэтому русским учителям приходилось осваивать необходимый словарный запас коренного населения, чтобы хоть как-то общаться с родителями учеников и общественностью.

Я родом из Сергокалинского района. Мой отец был заместителем директора школы, поэтому я хорошо знаю, что во многих школах района русские учителя иногда составляли половину штата.

Из города Краснодара приехал учитель физики Иван Иванович Жуков. До ухода на пенсию работал в педучилище, пользовался большим уважением среди студентов и жителей села. Окончив Ленинградский университет, работала учителем географии Татьяна Ефимовна Нагорнова. Лидия Павловна Багомедова выехала в Сергокалу вместе с мужем. Работала учителем начальных классов в средней школе № 2. Ей присвоены звания: «Заслуженный учитель ДАССР», «Заслуженный учитель РСФСР». Сейчас находится на заслуженном отдыхе, живёт в селе. Из Краснодара приехала в Сергокалу Евдокия Михайловна Погорелая и до ухода на пенсию работала в педучилище. Также из Краснодара была Лидия Тимофеевна Попова – она преподавала русский язык и литературу. Любовь Леонтьевна Петросян прибыла из Ростова и вела несколько лет уроки биологии в педучилище. Александр Александрович Гагин вместе с семьёй приехал из Ростова, работал несколько лет в педучилище учителем рисования, потом вернулся на родину. Ольга Ивановна Игнатьева – из Сочи: преподавала русский язык и литературу. После ухода на пенсию уехала на родину. Иван Михайлович Севастьянов работал учителем русского языка и литературы в педучилище. После ухода на пенсию уехал в Курск. Эти люди бросали обжитые места, близких и родных, ехали по направлениям Министерства просвещения и добросовестно трудились в наших селах и городах, оставляя после себя добрую память.

Екатерина Андреевна Гайденко родилась в селе Нагольная Миллеровского района Ростовской области. На её судьбу выпали суровые испытания военных лет. Хрупкая девочка вместе с подружками активно помогала нашим бойцам: вязала шерстяные варежки, носки, собирала тёплые вещи и отправляла на фронт. Работала в госпитале, ухаживала за больными. Екатерина Андреевна принимала участие в «Истребительном батальоне» по охране дорог, мостов, арестованных, выявляла дезертиров. Окончив в 1948 году Ростовский государственный университет, она по направлению приехала в Дагестан. Свою педагогическую деятельность начала в августе 1948 г. в Уркарахской средней школе, через год была переведена в Сергокалинский район. До 1972 г. работала в педучилище, потом оно было переведено в г. Избербаш. С 1973 г. начала преподавать в Сергокалинской средней школе № 2, где и пробыла до 1996 г. Работая в Сергокале, Екатерина снискала большую любовь и уважение сельчан. Здесь встретила и полюбила своего будущего мужа – Исмаила Исмаиловича Пахрудинова. Сергокала стала для неё второй родиной: она родила и вырастила четверых детей, трое из них пошли по её стопам. Жизнь её была нелёгкой, но очень интересной и насыщенной событиями. Екатерина Андреевна быстро привыкла к местным обычаям, а выйдя замуж, приняла ислам, соблюдала все мусульманские праздники. В её семье всегда царили понимание и любовь... Успех ждал Екатерину Андреевну и на педагогическом поприще. Она очень любила свой предмет – историю: ученики слушали, затаив дыхание. Благородный труд Е.А. Гайденко был оценён государством по достоинству: ей присвоено звание «Заслуженный учитель РД», она награждена медалью «За заслуги перед республикой».

В Урахинской школе была учительница русского языка Полина Петровна, которая любила и учила сельских ребятишек, как своих детей. Замечательная учительница из Тюбинской школы Кумторкалинского района Таисия Бондарь настолько хорошо изучила аварский и кумыкский языки, что свободно говорила с сельчанами.

Все эти люди – образец того, каким должен быть учитель, приехавший в национальную республику. И таких примеров множество.

Символом глубокого уважения и сердечной благодарности русским учителям является возведённый в 2006 году в Редукторном посёлке города Махачкалы возле озера Ак-Гёль мемориальный комплекс. Было трогательно видеть, как на открытии этого сооружения присутствовали постаревшие учителя, которые после войны, в 50-х годах прошлого века, приехали в наш горный край, чтобы своим самоотверженным трудом приобщить дагестанцев к отечественной и мировой культуре. Многие из этих русских девушек вышли замуж за дагестанцев, тем самым образовались межнациональные семьи, которым чужда национальная заносчивость. Дагестанцы, воспитанные на гуманистических традициях старшего поколения, уважения к человеку независимо от национальной принадлежности, должны определить развитие межнациональных отношений. Как это сделали благодарные дахадаевцы, которые в парке с. Уркарах (в августе 2010 года) открыли памятник русским учителям, врачам.

Иногда отток русских из Дагестана обосновывают фактором так называемого статусного неравенства русских с представителями других национальностей республики. Это абсурд! По статусному положению русские в Дагестане являются республикообразующим народом, наряду с другими этносами республики. Проведённый анализ показал, что миграционные процессы определяются в первую очередь социально-экономическими условиями, чётко коррелируются с теми или иными тенденциями в политической и экономической ситуации в регионе. Сказать, что в городах оттоку не способствовала конверсия оборонных отраслей промышленности, где, в основном, были заняты специалисты русской национальности, – значит слукавить. Наибольшая доля оттока русского населения из республики приходится на Махачкалу (около 45 %) и северный регион республики (около 15%), где русское население проживает исторически.

Махачкалинский центр повышения квалификации уделяет большое внимание сфере государственной национальной политики, этнокультурного развития народов, организовывая научно-практические конференции, семинары, круглые столы, научные и социологические исследования.

У нас стали традиционными конкурсы «Русские учителя в Дагестане». К примеру, в конце прошлого года успешно прошёл такой конкурс. Работы содержали интересный и познавательный материал. Был представлен архив фотографий русских учителей, приехавших в далёкие послевоенные годы в Дагестан по направлению.

Все участники заочного этапа конкурса получили сертификаты, а участники очного тура конкурса – Диплом лауреата. В номинации «Доклад» призовое место заняла учитель русского языка ГКОУ РД «Общеобразовательная средняя школа-интернат № 6» г. Дербента Наргиля Садыкова; в номинации «Эссе» – учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Дербента Лейла Кулиева; в номинации «Рассказ» – учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Дербента Шерфе Усамова. Победителей конкурса наградили дипломами и денежными премиями.

Труд русских учителей в Дагестане – часть нашей истории и культуры, и мы всегда будем помнить, чем обязаны им.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9