Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

12.07.2019 08:51 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 19.06.2019 г.

Роль семьи в развитии дошкольника

Автор: И.Ю. Турлина
учитель-логопед, МКОУ «Прогимназия "Ласточка"», г. Кизляр

Семья для ребёнка – это и среда обитания, и воспитательная среда. Именно в семье ребёнок учится общаться, с помощью слов выражать свои потребности. Речь родителей и всех окружающих малыша играет первостепенное значение в развитии всей системы речи ребёнка. Поэтому для создания благоприятной почвы для развития своего ребёнка каждому родителю необходимо следить за своей речью, а также прививать своим детям интерес к речевым играм, чтению, рассказыванию, рассматриванию иллюстраций.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье».

Родители довольно часто в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребёнка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребёнка мотивации к овладению полноценной речью. Ребёнок быстро усваивает, что родителям нравится такое общение, и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребёнка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребёнок не может разобрать услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Уважаемые взрослые, предлагаю вам некоторые задания и речевые игры, которые помогут вашим детям научиться говорить правильно и красиво, развить интерес к слову, к речи, расширят их знания и кругозор. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, фантазировать и анализировать.

1. Не устанем повторять – общайтесь с малышом. Дети учатся общаться с родителями: они издают звук, а затем, смотря на вас, ждут какой-то ответной реакции. Вы что-то им сообщаете (даже пусть подобный звук), а они также в ответ повторяют этот звук. В ходе такой беседы дети понимают структуру общения и усваивают, что они услышаны.

2. Разговаривайте вашим обычным языком. Дети скорее приобретают рецепторные речевые навыки, а экспрессивные речевые навыки осиливают лишь спустя какое-то время. Ребёнок начнёт вас понимать задолго до того, как научится говорить, именно поэтому нужно регулярно с ним разговаривать, ожидая ответной реакции, делать паузы.

3. Используйте новые слова, рассказывайте, что делает ваше дитя. Постарайтесь использовать в вашей «беседе» как можно больше новых слов, называя людей, что приходят к вам, предметы, окружающие ребёнка, комментируйте его и свои движения.

4. Сообщайте вашему ребёнку, что вы с ним делаете, а также описывайте все действия, совершаемые вместе с ребёнком. Чтобы научиться вас понимать, дитя должно обрести некий опыт, слушая вашу речь по несколько раз.

5. Комментируйте все ваши действия, движения. Сообщайте вашему ребёнку о том, для чего и что вы делаете. Например, очищая на кухне овощи, скажите, что овощи вы хотите приготовить на ужин. Если вы готовите кашу, скажите, что её вы делаете для ребёнка.

6. Напевайте песенки ребёнку, покупайте книги с иллюстрациями, рассказывайте истории, читайте сказки. Пересказ историй и песни – это очень важная составляющая в процессе обучения речи. В результате того, что мы повторяем рассказы, песни, у ребёнка есть возможность запомнить их. Детские книги с картинками будут впоследствии вызывать и интерес к чтению.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен или, по крайней мере, неполноценен. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0