Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

12.07.2019 08:53 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 19.06.2019 г.

Организация работы с одарёнными детьми

Автор: З.М. Рамазанова
доцент кафедры ФО ДИРО, к.ф.н.

Из опыта работы учителя английского языка МБОУ «Гимназии культуры мира» З.К. Шихбабаевой

Уже много лет педагоги ищут, как с помощью образования помочь детям раскрыть свой потенциал. Нельзя допустить, чтобы одарённые дети теряли мотивацию, впадали в депрессию или чувствовали себя одинокими.

«Английский язык обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит, и для выявления одарённых детей, так как здесь, как нигде больше, реализуются межпредметные связи», – считает Зульфия Князевна Шихбабаева, учитель английского языка Гимназии культуры мира г. Дербента. При воспитании одарённых детей необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – в познавательную потребность. В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого З.К. Шихбабаева использует на своих уроках проблемно-развивающее обучение, интерактивные методы, проектно-исследовательскую деятельность, информативно-коммуникативные технологии, театрализацию и задания творческого характера.

В последние годы весьма эффективным путём и богатой перспективой в деле обучения одарённых детей стало внедрение методик интерактивного обучения в классно-урочную систему. Помимо презентации собственных знаний они формируют навыки самостоятельной и командной работы, чувства сотрудничества и сотворчества, а также решают проблему адаптации одарённого ребёнка к коллективу сверстников. Ведь проблема социализации нередко возникает именно у детей одарённых.

Большое внимание З.К. Шихбабаева уделяет и проектно-исследовательской работе в учебное и внеурочное время. Чаще всего это долгосрочные проекты, адаптированные к культуре и обычаям родного региона. Так, на 90-летие со дня рождения Расула Гамзатова её учениками был снят видеопроект «Мудрость гор», литературный альманах стихов поэта, переведённых на английский язык. Дети побывали в кабинете Р. Гамзатова в г. Махачкале, познакомились с его переводчиками, узнали много нового. Следующим этапом стала поездка в апреле в село Касумкент, в дом-музей С. Стальского, и съёмки видеопроекта «Соловей» на английском языке к юбилею дагестанского поэта. Целью подобных проектов является не просто изучение языка, но и привитие чувства патриотизма, гордости за свою малую родину и её многовековую историю.

Очень важно на уроках развивать ещё и творческие способности. В этом помогает использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке: включают элементы драматизации, дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями, предполагают неформальное общение.

Другим способом активизировать деятельность детей является работа с информационными технологиями и мультимедийными средствами обучения. Современные технологии позволяют наполнить учебный процесс яркими красками. Одной из новинок 2018 года стали очки виртуальной реальности. На уроках иностранных языков они могут быть использованы при реализации страноведческого аспекта. Так, знакомясь с произведениями изобразительного искусства в старших классах, дети отправляются в увлекательное путешествие по известным музеям мира. А при изучении Австралии в 7-м классе можно посетить концерт в Сиднейском оперном театре или стать свидетелем необычных ритуалов аборигенов у священной горы Улуру. Особую любовь заслужили виртуальные экскурсии на английском языке по Букингемскому дворцу и Трафальгарской площади. Но нельзя забывать, что использование виртуальных очков должно быть обязательно оправдано и дозировано по времени. К месту должна быть вообще любая наглядность на уроке, в противном случае она будет скорее отвлекать от учебного процесса.

Внеклассная работа по предмету представлена в виде предметных недель, олимпиад, фестивалей, международных конференций, праздников по изучению английских традиций, марафонов и вечеров.

Ученики Зульфии Князевны часто занимают призовые места в конкурсах муниципального и республиканского масштабов: «Лучший проект на иностранном языке – 2015», «Фестиваль театральных постановок "Калейдоскоп" – 2016», «Науки юношей питают – 2019», «Пусть слово доброе душу разбудит – 2019».

Сегодня проблема обучения одарённых детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Поэтому немаловажно отметить такое понятие, как «самообразование», а также участие в дистанционных олимпиадах, таких как «Британский Бульдог», «Олимпус» и т.д.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что программы для одарённых – это не только привилегия. Для большинства детей это дополнительный труд, порой нелёгкий, но очень интересный и полезный. Всем детям предоставляется прекрасная возможность попробовать себя в качестве блогера и ведущего, редактора и даже поэта, при этом расширять знания об окружающем мире и глубже постигать английский язык.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3