Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

16.05.2019 16:09 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 15.05.2019 г.

Сиреневый аромат

Автор: И.С. Омарова
учитель истории, ГКОУ РД «Курминская средняя школа-интернат», Гергебильский район

…День обещал быть насыщенным и интересным. С раннего утра Ветеран чувствовал себя в приподнятом расположении духа. Вот уже несколько дней он мысленно торопил время, с нетерпением ожидая приезда любимой правнучки. На сегодня было запланировано очень важное мероприятие – поход в театр кукол. Ветеран любил баловать малышку такими весёлыми праздниками. Его искренне радовал озорной блеск голубых глазёнок девочки, когда она то изучала понравившуюся картину в музее, то с неудержимой энергией мчалась по приморскому парку за пёстрыми бабочками, то с удовольствием рисовала солнышко мелками на асфальте. Эти моменты радости наполняли особым смыслом однообразную жизнь старика.

…Ласковый ветерок раздувал лёгкие занавески на окне. Старые настенные часы беспристрастно и монотонно отсчитывали неумолимый бег времени. С улицы раздавались звуки просыпающегося города. Весна весело, напористо, даже как-то бесцеремонно врывалась в жизнь каждого горожанина. Ветеран уже давно оделся, позавтракал и в ожидании правнучки присел в любимое старое кресло. Мерцающий телеэкран пестрил кадрами военных событий в одной из ближневосточных стран. Старый воин, внутренне раздражаясь, неспешно переключил канал, и вскоре комната наполнилась мелодией давно минувших лет.

Утомлённое солнце

Нежно с морем прощалось.

В этот час ты призналась,

Что нет любви.

Любимый с юности певец Утёсов с душевным надрывом делился своей печальной историей краха сердечных отношений. Ветеран слушал песню с мечтательной улыбкой на лице.

Нетерпеливый топот детских ножек и трель дверного звонка вывели Ветерана из приятной полудрёмы. Уже через мгновение правнучка с радостным визгом повисла на шее прадеда. Они не виделись несколько дней и успели соскучиться друг по другу. Девчушка принесла с собой большую охапку любимой стариком сирени, аромат которой моментально заполнил комнату. «Дедулечка, а мы точно не опоздаем?» – бровки девочки смешно сдвинулись к носику, в голосе прозвучала тревога. Ей не терпелось побыстрее окунуться в увлекательный мир театра.

…Они решили идти пешком, хотя путь был неблизкий. По дороге правнучка без остановки щебетала о своём, удивляя и радуя Ветерана фонтаном бьющей энергии. Прохожие одаривали улыбками этих двух людей разных поколений, столь удивительно похожих друг на друга пронзительной синевой глаз.

Представление кукол прошло очень ярко и весело. У здания театра ещё толпилась возбуждённая детвора. Юные зрители наперебой делились эмоциями и впечатлениями от спектакля. Правнучка была в неописуемом восторге от того, как на сцене была продемонстрирована очередная победа добра над злом. Неподалёку от входа в театр продавец воздушных шаров весело зазывал детишек к своему пёстрому товару. Правнучка отправилась выбирать «самый красивый и самый летучий» шарик. Ветеран прислонился к стене в её ожидании. Его взгляд задержался на мраморной плите, установленной на фасаде здания: «Здесь в годы Великой Отечественной войны располагался военный госпиталь №…». Нарастающая волна слабости накрыла с головой старого воина. Ему стало трудно дышать, ноги превратились в вату, а глаза наполнились слезами. Словно кадры из давно позабытого фильма, в памяти солдата всплывали картины его обожжённой войной молодости…

…Эшелоны с ранеными бойцами беспрерывно шли в направлении приморского городка. В одном из них был совсем ещё юный солдатик, получивший очень тяжёлое осколочное ранение в очередном из ожесточённых боёв. С поля страшного сражения его вытащила на себе худенькая медсестра, которая, казалось, сама еле держалась на ногах. Лёжа на больничной койке, солдатик каждый день чувствовал у виска холодное дыхание смерти. Не хватало медикаментов, бинтов, еды. Госпитальный мир состоял из бесконечных стонов, тошнотворного запаха крови, тревожного молчания круглосуточно работающих врачей… Солдат терял соседей по палате. В его сердце крепло неукротимое желание побыстрее встать в строй и громить, громить, громить ненавистного врага…

…Лёгкая испарина покрыла лоб Ветерана. Память, пытавшаяся скрыть в своих потайных недрах воспоминания о страшном периоде его жизни, не торопилась разжимать цепкие когти. И всё всплывало вновь…

…Серые и мучительно длинные дни в госпитале скрашивались спонтанно организовывавшимися концертами. То кто-то затягивал песню, то начиналась декламация стихов, то радовала круговерть танцев. Но самой большой радостью для госпитальных был старый патефон, нежно любимый всеми. Патефон был добротный, трофейный. Ежедневно выбирался «дежурный по музыке», который бережно заводил драгоценный механизм, выбирал из картонной коробки очередную пластинку по заказу слушателей, аккуратно сдувал с неё пылинки и… Широкие просторы больничных палат и коридоров наполнялись приятными хрипловатыми звуками, уносившими всех прочь от ужасов войны. Как приветы из недалёкого мирного прошлого в госпитальную серость врывались голоса Вертинского, Шульженко, Утёсова, Руслановой. Из распахнутых настежь окон музыка мягко лилась на улицу. Её звуки смешивались со сводящим с ума терпким ароматом буйно цветущей сирени. К молодому солдату возвращалось исцеляющее стремление к жизни.

Мне немного взгрустнулось,

Без тоски, без печали,

В этот час прозвучали

Слова твои.

Казалось, в такие минуты война отступала куда-то в небытие, госпитальные напрочь забывали о своих ранах и неудержимо спешили жить. В такт удивительно красивой музыки плавно кружились в танце молодые медсестрички, широко и белозубо, с хитринкой в глазах, улыбалась дородная санитарка тётя Нина, на мгновение разглаживались морщины на лице видавшего виды хирурга Николая Харитоновича. Всем хотелось жить, мечтать, любить, созидать…

«Дедулечка, а давай отдохнём тут на скамеечке», – внучка действительно выглядела немного уставшей, но довольное выражение её личика говорило о том, что это приятное утомление. Они присели. В парке росла сирень, которая пышно цвела и расточала свой дивный, пьянящий до головокружения аромат. Этот дух разносился везде, воздух был буквально заряжен этой мощной сиреневой энергией, как и в те давнишние военные госпитальные дни. «Деда, спасибо тебе большое за сегодняшний праздник. И за всё-всё на свете. И за то, что ты есть у меня, – правнучка поцеловала старого бойца в щёку, наклонилась к его уху. – Я дарю тебе всю эту сирень. Я же знаю, как сильно ты её любишь. Правда же, дедуля?»

Ветеран обнял девочку, крепко прижал её к сердцу и полной грудью вдохнул сиреневый аромат. Кусты его любимых цветов мягко покачивались от весеннего ветерка, кивали цветущими гроздьями и словно приговаривали: «Пусть будет счастье. Пусть будет мир…»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27