Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

24.04.2019 10:30 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 23.04.2019 г.

И. Хусаинов: "Мне нравится быть учителем"

Изучить мир, объять необъятное, свернуть горы легко, когда тебе преподает лучший учитель республики! С Ильдаром мы познакомились еще в прошлом году на молодежном форуме в селе Кубачи. Как вы уже догадались, он очень любит путешествовать по экзотическим местам, полных тайн и историй. Несмотря на сравнительно небольшой опыт работы в школе, сегодня он носит звание «Учителя года Дагестана». Итак, у нас в гостях мастер путешествий по карте мира, учитель географии СОШ № 14 г. Махачкалы – Ильдар Хусаинов.

– Ильдар Мурадович, сердечно поздравляем Вас с победой! Что для Вас значит этот триумф? Ожидали ли Вы, что станете лучшим учителем республики?

– Начнем с того, что после муниципального этапа нам вместе с творческой группой – учителей нашей школы и методистов управления образования – предстояла огромная работа сразу по нескольким направлениям, поэтому мы ставили перед собой самые амбициозные цели, то есть целью было именно победить. Ожидания оправдались в полной мере, конечно. Конкурс придал мне уверенность в себе, ту самую «спортивную злость», которой мне очень не хватало. Осознал свои силы, открыл в себе некоторые качества – стал более решительным, появилось желание идти вперед, доказать свою состоятельность всем, кто не верил в меня.

– Социальные сети пестрят Вашими самыми юными болельщиками. Расскажите, как встретили победителя его ученики?

– Ученики встретили меня очень тепло, устроили целое представление во дворе школы: национальные танцы, живая музыка, барабаны – все по высшему классу! На протяжении всего конкурса (даже при подготовке к конкурсу) ученики очень переживали за меня, постоянно интересовались, как идет подготовка, нужна ли помощь – каждый хотел чем-то помочь. На церемонии награждения было очень волнительно: мой класс почти в полном составе пришел для того, чтобы разделить со мной радость победы. Очень благодарен своим воспитанникам за такую теплую поддержку.

– Скажите, пожалуйста, почему Вы пошли в учителя? Не самая популярная профессия среди мужчин. Подавляющее большинство преподавателей в школах – 88 % – женщины...

– Среди мужчин – согласен, не самая популярная, но учительство мне нравилось еще со школьной скамьи. Для меня мои педагоги всегда были примером. Когда встал вопрос о выборе профессии, я без тени сомнения определил для себя, что именно это будет моим призванием. Конечно, в каждой деятельности есть свои положительные и отрицательные стороны, с ними нужно просто смириться.

– В рамках образовательного проекта Вы говорили о профессиональном выгорании. Как отдыхает «Учитель года»? Не грозит ли ему подобный «недуг»?

– На самом деле, проблема профессионального выгорания очень актуальна, потому что о здоровье педагога говорится крайне мало. Если всё внимание в образовательном процессе уделяется ребенку, то об учителе мы порой забываем вообще. На мой взгляд, нужно говорить об этой проблеме, нужно помогать учителям справляться с этим профессиональным «недугом». Ведь это не однодневная усталость – это накопление негативных эмоций, которые плохо сказываются на общем состоянии здоровья. Мне кажется, комфортную среду для ученика должен организовывать педагог, а комфортную среду для педагога должна обеспечивать администрация школы. Это и психологическая помощь, и смена обстановки: выездные мероприятия, корпоративы, коллективные экскурсии. Я, к примеру, очень люблю выезжать на природу, вырываться из каждодневной рутины. Это заряжает на определенное время, дает полное «обновление» и прибавляет сил.

– Ваш возраст дает Вам какие-то преимущества в работе со школьниками или, напротив, создает проблемы?

– Как и у всего на свете, у моего возраста есть плюсы и минусы. (Смеется) Минусы проявлялись больше вначале… В первый год работы (молодые педагоги меня поймут), когда молодой специалист только приходит в школу, отношения со стороны коллег, учеников и родителей практически совпадают. Чувствуется недоверие. Я постарался максимально проявить свою состоятельность, расположить к себе учеников, наладить контакт с родителями. Преимущество возраста в том, что разница между мной и моими учениками не так велика, поэтому я их очень хорошо понимаю, могу разделять их точку зрения, всегда стараюсь смотреть с нескольких сторон на ситуацию. Так, если ребенок в чем-то провинился, я не вешаю на него ярлык, пытаюсь понять и, по возможности, разобраться в ситуации. В силу своего возраста я также разделяю с ними современные увлечения, что очень сближает.

– Из этого втекает другой вопрос: как Вы относитесь к пользованию гаджетов на уроках?

– В некоторых школах существует негативная тенденция на запрет пользования гаджетами. Думается, что на это нужно смотреть и с другой стороны. Нужно помочь детям правильно ориентироваться в интернет-пространстве, научить добывать полезную информацию.

– Поговорим о конкурсе. Что для Вас было самым сложным, и что, напротив, придавало силы?

– Очень сложным был, конечно, подготовительный этап. Приходилось постоянно совершенствовать материалы конкурса, что-то добавлять, что-то урезать, оттачивать. Сам процесс подготовки проходил в «параллельном режиме» – все материалы редактировались одновременно, вплоть до начала конкурса, то есть об отдыхе и речи быть не могло. Силы придавали мне мои коллеги, друзья и, конечно же, моя жена. Она поддерживает меня во всех моих начинаниях, уверенна во мне даже больше, чем я сам.

– Какой этап был самым сложным?

– В силу моего возраста и опыта, для меня самым трудным был педсовет, – там необходимы теоретические знания. На республиканском этапе мы обсуждали психологический комфорт в школе: аспекты, проблемы, пути решения. Это было очень интересным и, вместе с тем, довольно сложным этапом. Чувствовалась нехватка некоторых теоретических знаний.

– Можете ли Вы назвать себя географом-практиком? Расскажите о Вашем нестандартном подходе к изучению дисциплины.

– Да, конечно. Я считаю, что любой учитель географии, должен быть в какой-то мере и практиком, потому что ограничиваться только своим кабинетом нельзя. Одно дело, когда используются современные технологии – это замечательно, но другой эффект бывает, когда дети все это видят, могут что-то потрогать, посмотреть, и (опять-таки) я подчеркиваю, важна смена обстановки. За три года работы в школе я возил их несколько раз в Дербентскую крепость, на Чиркейскую ГЭС, в Дубки, в прошлом году в мае были в селении Кубачи.

– Есть ученики, которые не способны к математике, или, к примеру, катастрофически безграмотные. Бывают ли ученики, не способные к изучению географии?

– Бывают, конечно, но очень редко… Которые, скорее всего, плохо ориентируются в пространстве. Я имею в виду не только карту и глобус, нужно уметь ориентироваться и в городе. По этой причине учу детей пользоваться электронной картой, которая установлена по умолчанию почти во всех смартфонах.

– На Ваш взгляд, меняется ли сейчас роль учителя, когда есть доступ к информации?

– Безусловно. На основании нового ФГОС роль учителя поменялась.

Если в традиционном уроке ведущим типом деятельности был репродуктивный, воспроизводящий, то сейчас основными видами деятельности являются исследовательский, творческий, самостоятельный. Думаю, это очень хорошо, когда мы учим детей добывать знания, а не даем им готовую информацию, они учатся самостоятельности. Это очень важно в современном мире.

– Три качества, которые цените в людях…

– Доброта, искренность, честность.

– С каким девизом идете по жизни?

– Все что не делается, все к лучшему.

– Спасибо за приятную беседу. Желаем успехов на всероссийском этапе конкурса!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

174