Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

27.03.2019 11:47 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 26.03.2019 г.

Алгоритмы на уроках русского языка

Автор: А.Б. Абдулкахирова
руководитель ШМО учителей русского языка и литературы, Камышкутанская гимназия, ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ»

Из опыта работы

Новое время диктует новые условия. Инновации в содержании образования ставят перед учителем важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся по предмету? Как предупредить неуспеваемость?

Каждому учителю русского языка известно, что необходимо развивать, закреплять орфографическую и пунктуационную память, зоркость и слух. Проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе.

Нам, учителям русского языка, хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике.

За годы работы пришла к выводу, что одним из более приемлемых приёмов работы над повышением грамотности является составление и использование учащимися алгоритмов. Приём алгоритмов решает несколько задач: усваивается теоретический материал и отрабатывается навык осознанного применения правил на практике.

В чём преимущество алгоритмов?

Алгоритмы направляют мысль по нужному пути: он служит и схемой орфографического разбора, помогает выбрать нужное правило.

К примеру, в задании 15 ЕГЭ нужно указать цифру (-ы), на месте которой(-ых) пишется -НН-.

Хрупкий точё(1)ый силуэт изображё(2)ой на картине девушки особе(3)о выделяется на фоне белё(4) ой стены, по которой бегут тени.

В первую очередь ученик должен определить часть речи слов, в которых пропущена -Н- или -НН-. В 90% случаев ученики не различают «признак предмета» или «признак предмета по действию». Безошибочно пройти этот шаг помогает алгоритм «Части речи». Алгоритм «-Н- и -НН- в причастиях и прилагательных» помогает выполнить задание 15 как нельзя лучше.

Ученик рассуждает:

1. Отвечает ли слово «изображённой» на вопрос какой?

Да, отвечает.

2. Образовано ли слово «изображённой» от глагола?

Да, образовано от глагола «изобразить». Значит, это причастие.

Далее применяется другой алгоритм.

1. Имеет ли причастие «изображённый» приставку?

Нет, приставка отсутствует.

2. Есть ли у причастия зависимое слово?

Да, зависимое слово есть: изображённой (где?) на картине.

Вывод: в слове пишем -НН-.

Как и в любом правиле, и здесь есть слова-исключения. Их в словари-справочники ученики записывают после составления алгоритма.

Многие могут посчитать, что запись алгоритмов и образцов письменного объяснения отнимает слишком много времени. Однако время, затраченное на запись алгоритмов, вскоре себя окупает, так как учащиеся, даже слабые, быстро запоминают ход рассуждения. С самого начала почти исключаются ошибки, навыки формируются быстрее и успешнее, чем без записи алгоритма. Преимущество алгоритмов ещё и в том, что при таком этапном рассуждении выявляются пробелы в знаниях: можно с уверенностью сказать, что ребенок ошибается в постановке вопроса к слову или при нахождении зависимого слова причастия. Это позволяет и учителю, и ученику работать над этапами алгоритма, а не над всем алгоритмом.

Конечно, на одном уроке учитель не может провести школьников через все этапы. В слабом классе обычно на уроке первичного изучения материала работа идет по первому – третьему этапам, в сильном классе удается довольно быстро перейти к четвертому этапу.

Нельзя опускать этапы работы по алгоритму с подробным рассуждением, очень быстро переходя к самостоятельной работе, но нельзя и задерживать школьников слишком долго на подробном рассуждении.

Разумеется, алгоритмы не вытесняют других видов и приемов работы, в частности работу с учебником, выполнение разнообразных упражнений творческого характера. Алгоритмы способствуют развитию у учащихся логического мышления при решении орфографической задачи. Задача работы с алгоритмом – предупредить ошибку на начальном этапе работы по теме и не допустить повторения ее.

Таким образом, научившись составлять алгоритмы, учащиеся не только становятся грамотнее на письме, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.

Конечно, работа с алгоритмами требует дальнейшей доработки, но формы и методы, применяемые в работе с алгоритмами, не только повышают грамотность, но и развивают речь учащихся, расширяют их кругозор, пробуждают интерес к предмету. Думаю, что этот метод может быть полезен учителям.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1