Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

15.02.2019 11:29 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 15.02.2019 г.

Урок литературы с кавказоведческим уклоном (из опыта работы)

Автор: А.Б. Абдулкахирова
руководитель ШМО учителей русского языка и литературы Камышкутанской гимназии ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ»

Духовно-нравственное воспитание сегодня рассматривается как приоритетное направление государственной социально-экономической политики на региональном и федеральном уровнях. В недавно утверждённой высшим руководством нашей страны инициативе «Наша новая школа» отмечается: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика. Воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом и конкурентном мире».

Недавно на одном из симпозиумов корреспондент спросил ведущего академика-физика: «Что нужно сделать для того, чтобы поднять отечественную космонавтику на уровень советского времени?» Академик ответил: «Увеличить количество уроков литературы в школе».

Не случайно то, что воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую Родину, свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуры других народов, – главная цель предметов филологического цикла.

Русская литература в Камышкутанской гимназии изучается с кавказоведческим уклоном. Наша гимназия – первое учебное инновационное заведение этнокультурного профиля в РД. Изучение литературы с кавказоведческим уклоном позволяет нам приобщить детей к ценностям культуры русского народа в контексте культуры народов Северного Кавказа. Такой подход обладает огромным потенциалом духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Литературное краеведение – одно из главных направлений деятельности нашей гимназии. Мы исходили и исколесили весь Дагестан и Северный Кавказ по следам известных русских писателей – М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, А.А. Бестужева-Марлинского, А.И. Полежаева, Л.Н. Толстого и других. Все материалы, являющиеся итогом нашей деятельности, не только обогащают знания учащихся, но имеют большое познавательное значение и являются фактором патриотического воспитания молодого поколения. Собственными глазами увидеть исторические места и достопримечательности, воспетые великими поэтами, – очень важный фактор воспитания. По результатам подобных экскурсий, по итогам краеведческой работы мы пишем научно-исследовательские работы.

Уроки тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроках литературы и историю своей страны, своего края, потому как одной из составляющих нравственного воспитания является патриотизм. Вряд ли можно назвать нравственным человека, не знающего историю своего края, народа, не знающего своего языка и литературы, национальных ценностей.

Грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями в первый раз был воспроизведён русской поэзией, но только в стихах Пушкина русское общество познакомилось с новым Кавказом, который был связан не только с оружием. В изумительных произведениях «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Братья-разбойники» даны картины величественной природы Кавказа, быта и нравов кавказских горцев.

Изучая оду Г.Р. Державина «На покорение Дербента», я ввожу детей в мир и время, о которых говорится в произведении, проектирую на интерактивную доску фотографии древнего Дербента. При такой подаче материала дети точно чувствуют тот исторический период, мысленно оказываются рядом с героями.

Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит книга А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Изучая данное произведение, ученики наблюдают жизнь, обычаи, нравы, знакомятся с фольклором дагестанских народов.

«…Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, странной любовью», – говорил Л.Н. Толстой. И произведения великого сына России наполнены этой любовью. Наибольший интерес вызывает его историческая повесть «Хаджи-Мурат», основная идея которой – любовь к родине, стремление к свободе.

Изучение выдающейся личности имама Шамиля по книгам Лесли Бланч «Сабли рая», М. Чичаговой «Шамиль на Кавказе и России», П. Павленко «Шамиль в Калуге» способно возродить в сердцах молодого поколения угасающее чувство патриотизма.Познакомившись с произведениями С.А. Есенина «На Кавказе», «Поэтам Грузии», «Воздух прозрачный и чистый», дети проникаются чувством единения с родной природой. Осуждение колониальной политики царизма на Кавказе, оправдание героической борьбы горцев за независимость, разоблачение лживости и лицемерия воплощены в романе Е. Хамар-Дабановой (псевдоним Е. Лачиновой) «Проделки на Кавказе». Весьма ценны на подобных уроках литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо быстро уметь отличить реальные и мнимые ценности. Очень важны также уроки-исследования, семинары, беседы, которые позволяют рассуждать о долге, о чести, об ответственности за свои поступки. Возможности для бесед на уроках данного курса по нравственному воспитанию поистине неисчерпаемы.

Затруднения вызывает то, что до сих пор по литературе с кавказоведческим уклоном не разработана учебно-методическая литература, которая полностью удовлетворяла бы запросы учителя. Мы выходим из затруднительного положения собственными силами – сами разрабатываем материалы уроков, обогащая их содержание наследием кавказских (дагестанских) народов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2