Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

12.12.2019 09:50 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 19.11.2019 г.

Векторы развития дошкольного образования в условиях системных обновлений

Хадижат Алиева

Начальник отдела дошкольного образования Министерства образования и науки РД

Доклад на Республиканском активе работников дошкольного образования 

Уважаемые коллегии! Ежегодная встреча единомышленников на педагогических встречах дает нам прекрасную возможность обсудить результаты работы системы дошкольного образования, назревшие проблемы, проанализировать и определить пути их решения, а также наметить ключевые ориентиры дальнейшего развития.

Развитие дошкольного образования – один из приоритетов образовательной политики на всех уровнях власти. Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие традиции. За шесть лет ФГОС ДО встряхнул всю систему дошкольного образования.

Ситуация в ДОО меняется фактически кардинально. Занятия в дошкольных образовательных организациях стали более качественными, более насыщенными, глубокими, информативными, и это не может не радовать.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию и майскими Указами приняты и обнародованы задачи, над решением которых мы продолжаем работать.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства 2018–2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства.

Актуальность разработки и утверждения профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования» (далее – ПС) объективно обусловлена приоритетами современной государственной политики в области детства.

При разработке стандарта были разграничены трудовые функции и компетенции воспитателя, старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и методиста. Надо отметить, что при этом трудовые функции являются взаимодополняемыми, предполагают преемственность в действиях данных специалистов, поскольку все они являются субъектами образовательного процесса.

Новизна и особенности профессионального стандарта обусловлены тремя основными позициями:

- ПС отражает основные положения федерального государственного стандарта дошкольного образования и тем самым обеспечивает приведение в соответствие с ним функционала педагогических работников дошкольной образовательной организации;

- ПС разработан с учетом концепции НСУР, является уровневым – предполагает 2 ступени – воспитатель и старший воспитатель (в связи с этим обновлено содержание функциональных обязанностей старшего воспитателя в отличие от действующего ЕКС, а именно предусмотрена его деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования – работа с детьми);

- ПС носит комплексный характер, включает в себя должности всех педагогических работников дошкольной образовательной организации, систематизирует их функционал, при этом для должностей «музыкальный руководитель», «инструктор по физической культуре» и «методист» (применительно к сфере дошкольного образования) профстандарт разработан впервые.

Не могу не сказать о тех проблемах, с которыми столкнулись наши педагогические работники после того, как был утвержден ПС – «Педагог». Несмотря на то, что он еще не вступил в силу и, как видите, взамен уже появился новый проект ПС «Педагог дошкольного образования», вместо обеспечения профессионального роста работников, применение профстандарта «Педагог» сопровождался целым рядом нарушений.

Во-первых, профстандарт используется руководителями образовательных организаций как инструмент избавления от неудобных работников.

Во-вторых, несоответствие квалификации того или иного работника требованиям профстандарта активно используется контрольно-надзорными органами для запугивания работодателей применением санкций.

В-третьих, ажиотаж вокруг внедрения профстандарта порождает у организаций дополнительного профессионального образования своего рода бизнес по навязыванию платных образовательных услуг работникам, опасающимся лишиться своего рабочего места.

Важной составляющей в профессиональном росте педагога является его участие в инновационной работе и конкурсах профессионального мастерства. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе, получить признание и авторитет коллег, продемонстрировать инновационный опыт, быть «услышанным и увиденным» в профессиональном сообществе.

Главным республиканским конкурсом остается конкурс «Воспитатель года», где и опытный, и молодой специалист имеют возможность «выходить» за пределы образовательной организации. В конкурсах такого уровня педагог приобретает опыт, который влияет на его становление, способствует успешной траектории профессионального развития.

За последние годы десятки педагогов дошкольного образования прошли через эти конкурсы. Победители стали участниками всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». В этом году на юбилейном конкурсе, который будет проходить на базе образовательных организаций Московской области с 16 по 21 ноября 2019 года, республику будет представлять Зарема Магомедовна Дибирова, воспитатель ГКОУ РД «Шангодинско-Шитлибская СОШ Гунибского района» ГКУ РД «ЦОДОУ ЗОЖ».

По результатам ежегодного мониторинга реализации ФГОС ДО, проводимого Минобрнаукой РД (по состоянию на 1 сентября 2019 г.), в большинстве ДОО создана развивающая предметно-пространственная образовательная среда, соответствующая требованиям ФГОС дошкольного образования. Мы получаем такие отчеты от вас, но во многих ДОО она оставляет желать лучшего, детские сады испытывают затруднения при реализации ФГОС дошкольного образования, так как в них не созданы соответствующие условия для осуществления всех необходимых образовательных функций.

В целом по республике в качестве наиболее острых проблем, препятствующих качественной реализации ФГОС дошкольного образования, отмечается:

- недостаточное количество помещений (площадей) для осуществления познавательной, исследовательской, игровой активности детей;

- большое количество воспитанников в группах – высокая наполняемость, высокое соотношение «воспитанник/педагог» (Хасавюрт, Махачкала, Каспийск и Избербаш);

- недостаточное количество помещений (площадей) для обеспечения двигательной активности детей; почти во всех муниципалитетах финансовое обеспечение, недостаточное для решения задач по развитию ДОО.

Главным инструментом и основополагающим документом, отражающим все векторы развития системы образования на ближайшие годы, является государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». Она включает проекты, направленные на достижение таких задач, как доступность и высокое качество образования, комфортные и безопасные условия обучения и воспитания детей.

Обозначенные цели закреплены в национальном проекте «Образование», к реализации которого Республика Дагестан приступила в 2019 году. В рамках нацпроекта в республике реализуется 7 из 10 федеральных проектов.

МБДОУ «Детский сад № 53 общеразвивающего вида» г. Махачкалы стал победителем конкурсного отбора на предоставление в 2019 году грантов из федерального бюджета в форме субсидий. В рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» детский сад получил 7 627 200 рублей.

На базе этой дошкольной организации создан республиканский консультационный центр, где можно получить бесплатную квалифицированную помощь педагогов-психологов. Основная задача центра – оказание психологической и консультационной помощи родителям детей дошкольного и школьного возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимо довести до сведения родителей информацию о существующей возможности получения бесплатных консультаций психологов, разместив информацию о центре на сайтах образовательных организаций, проинформировав родителей на родительских собраниях.

Всего, по данным, полученным из муниципальных образований, бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую помощь родителям оказывают 400 консультационных центра. Их услугами на 1 сентября 2019 года воспользовались в республике 5 863 родителя.

Среди проблем реализации ФГОС дошкольного образования в республике также отмечается сложность реализации инклюзивного образования, особенно неподготовленность воспитателей и узких специалистов ДОО (в том числе психологическая) к работе с детьми-инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; неподготовленность педагогических кадров для работы с детьми раннего возраста.

В Министерство образования и науки Республики Дагестан поступают многочисленные вопросы, связанные с организацией образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Также обращается внимание и на сокращение штата учителя-логопеда в дошкольных образовательных организациях.

В связи с этим в адрес руководителей муниципальных органов управления образования и образовательных организаций министерством направлено письмо за № 06-9892/01-18/19 от 24.09.2019 г. «О направлении информации по сопровождению образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». В этом письме даны разъяснения:

- о введении в штатное расписание организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- об обучении в группах компенсирующей и комбинированной направленности детей разных категорий;

- о зачислении ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу без смены ее направленности.

ФГОС дошкольного образования определяет социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, т. е. целевые ориентиры. Так, к завершению дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. Кроме того, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях.

Также хочу обратить внимание, что вступили в силу изменения в нормативные правовые акты в части осуществления образовательной деятельности на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе на русском языке как родном языке, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных представителей).

По вопросу размещения распорядительного акта о зачислении ребенка в образовательную организацию на официальном сайте обращаем внимание на следующее. Приказом Минпросвещения от 21 января 2019 г. № 33 в «Порядок приема» были внесены изменения, согласно которым на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет размещаются только реквизиты распорядительного акта о приеме, а также информация о наименовании возрастной группы, численности детей в указанной возрастной группе. Данные изменения направлены на защиту прав обучающихся как субъектов персональных данных в части сужения круга лиц, которые смогут иметь доступ к персонифицированной информации.

Уважаемые коллеги! Впереди у нас новые задачи, которые потребуют значительных усилий, напряженной работы, знаний, терпения и целеустремленности. Творческих поисков и удачи всем!

(Доклад дан в сокращении).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2