Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

12.12.2019 10:29 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 27.11.2019 г.

П.Т. Новрузалиев: «Наша стратегическая задача – повышение качества образования»

В уютном кабинете за чашечкой чая мы беседуем с начальником Управления образования Дербентского района Пирмалы Турабовичем Новрузалиевым. Прошло всего 40 дней с момента его назначения на эту должность, но Пирмалы Турабович уже полностью погружен в проблемы, касающиеся сферы образования района. 

– Здравствуйте, Пирмалы Турабович! Вы недавно стали руководить сферой образования одного из крупных районов Дагестана, поэтому у Вас должен быть свежий взгляд на ситуацию в этой сфере…

– Да, действительно, наш район – один из крупных в республике, и поэтому фронт работ в системе образования огромный. У нас 48 школ, более двадцати детских и подростковых образовательных учреждений, 6 детско-юношеских спортивных школ, 2 детских дома творчества и 2 школы искусств.

Надо отметить, что в нынешнее время судьба любого государства тесно связана с системой образования. Если нет образования, нет нации, нет государства, поэтому образование, в первую очередь, – это государственная политика. Повышение качества образования является стратегической задачей для нашей страны, для нашей республики и, в частности, для Дербентского района.

У нас разработан план дорожной карты по повышению качества образования. Для этого управлением образования и образовательными организациями проводится ряд мер, таких как текущий контроль, промежуточная аттестация, анализ результатов ГИА. Мы стремимся к тому, чтобы минимизировать количество неудовлетворительных оценок, которые получают наши выпускники на ГИА. По результатам итоговой аттестации Дербентский район на данный момент находится в так называемой «зеленой зоне»: мы шестнадцатые по успеваемости, но это не предел. Наша цель – попасть в десятку лучших районов республики.

– Вы озвучили непростую задачу. Хватит ли для этого опыта и профессионализма у педагогического сообщества района?

– В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешными в жизни.

В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Для этого нужны педагоги, обладающие современными педагогическими технологиями, владеющие искусством профессионального общения, умеющие свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных задач.

Думаю, что у наших педагогов есть такой потенциал, и, если приложат усилия, они способны повысить качество образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование района в целом.

Для этого прежде надо поднять статус учителя на тот уровень, на котором он был раньше. В моем детстве, я помню, если учитель проходил мимо, даже старики приподнимались – проявляли огромное уважение. Если в школе учитель ученика «отчитывал», ребенок дома боялся сказать, потому что родители бы не одобрили его, считая, что прав учитель... Сейчас даже посмотреть строго нельзя на ребенка. Жаль, но все изменилось.

– В каком состоянии находятся образовательные учреждения района? Строятся ли новые школы?

– К сожалению, состояние многих школ оставляет желать лучшего. Нам нужны медкабинеты, отдельные кабинеты для социальных педагогов, психологов, но проблема в том, что детей много и помещений не хватает.

Что касается строительства новых школ, то на данный момент в с. Белиджи строится школа на 500 мест. В следующем году планируется запустить строительство школы в с. Чинар. Кроме того, три школы попали в проект «150 школ» – Великентская, Митаги-казмалярская. В настоящее время ведутся ремонтные работы по утеплению школ, меняют окна, двери и т. д.

– В этом году в рамках национального проекта в 168 сельских школах открылись Центры образования "Точки роста". Какие школы Дербентского района вошли в этот проект?

– «Точки роста» функционируют на базе 4-х наших школ: Великентской, Деличобанской, Геджухской и Берикейской. Это центры образования гуманитарного и цифрового профилей. Их задачей является охват своей деятельностью не менее 100 % обучающихся, осваивающих новую общеобразовательную программу по предметным областям: «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

В настоящее время все школы, где организованы центры «Точки роста», обеспечены необходимым оборудованием, а руководители центров прошли курсы повышения квалификации в Москве.

– Расскажите, пожалуйста, о ситуации в дошкольном образовании. Хватает ли детских садов?

– Садики на сегодняшний день у нас самая основная боль. Их общее количество – 21, из них – 1 школа-сад (экспериментальный), один частный сад в с. Белиджи. Так вот, садов мало, а электронная очередь огромная. По программе национального проекта образования сейчас у нас строится два садика в с. Мугарты на 60 мест и в с. Араблинском на 100 мест. В этом году они должны начать функционировать, крайний срок – начало будущего года.

– Какая работа ведется с одаренными детьми?

– Для выявления одаренности необходимо вовлекать ребенка в те формы активности, которые ему интересны. В раннем возрасте – это игровые ситуации, в подростковом – исследовательская и проектная деятельность. Задача педагога в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для развития их творческих или интеллектуальных талантов. На уровне муниципалитета ежегодно проходят олимпиады по предметам, интеллектуальные игры, творческие конкурсы. Это такие конкурсные задания, как олимпиады им. Чебышева, Максвела, Эйлера, дистанционные конкурсы, исследовательские проекты «Шаг в будущее», «Первоцвет», «Науки юношей питают», «Права человека глазами ребенка» и др.

Ежегодно учащиеся нашего района принимают участие в региональном этапе ВСОШ по различным дисциплинам. В 2018–2019 учебном году на участие в региональном этапе были отобраны 48 учащихся Дербентского района. Из них один призер по "Искусству (Мировая художественная культура)".

– Пирмалы Турабович, в последнее время в республике происходят изменения в системе дополнительного образования...

– На сегодняшний день у нас 16 учреждений дополнительного образования. Охват детей – 76,4 % от общего количества учащихся в возрасте от 5 до 18 лет. Кроме того, в 47 школах функционируют 628 кружков с охватом 8808 детей. Также в районных школах внедрен проект «Шахматы» для детей с 1 по 4 классы. Во всех наших детских садах функционируют различные творческие объединения.

Сегодня ребенок выбирает кружок, а государство обеспечивает бесплатное образование. Я имею в виду федеральный проект «Успех каждого ребенка». Это внеклассное развитие детей в возрасте от 5 до 18 лет, которое предполагает выдачу сертификата на дополнительное образование. В школах района ведется регистрация всех учащихся на портале «Навигатор» для учета сертификатов. Во главу угла этой системы ставятся именно интересы ребенка и его выбор, которые и будут определять, куда пойдет государственное финансирование.

– Хотелось бы поговорить о профобразовании школьников?

– В школах нашего района внедрен федеральный проект «Билет в будущее». Он направлен на то, чтобы помочь определиться молодежи с выбором профессий, а профессионалам передать свой опыт подрастающему поколению. Это проект о ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов. В Дербентском районе в нем участвуют 8 общеобразовательных организаций: 4 школы «Точек роста», СОШ № 2 п. Мамедкала, Хазарская СОШ, Мамедкалинская гимназия, Белиджинская гимназия. Участники проекта прошли 3 этапа тестирования, благодаря которому выявилось их профессиональное предпочтение. Также у нас запущен проект для старшеклассников «ПроеКТОриЯ», направленный на инженерные разработки и высокотехнологичное обучение. В данном проекте участвуют 7 школ Дербентского района. На портале учащиеся пробуют себя в роли инженера-разработчика, создают команду единомышленников из числа школьников по всей России. Решать проектные задачи им помогают представители вузов – тьюторы портала, наставники и консультанты.

– Что Вы пожелаете педагогам – читателям нашей газеты?

– Учитель – это не столько профессия, сколько призвание. Он всегда радуется результатам труда, особенно когда ученики превосходят своих наставников. Мне хочется пожелать, чтоб их ученики достигли максимальных высот, были воспитанными, послушными и одаренными.

Беседовала К. Алибекова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11