Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

16.11.2019 12:15 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18-19 от 14.11.2019 г.

Вадим Дибияев: «Современный учитель должен быть на шаг впереди»

Интервью с начальником Управления образования г. Махачкалы Вадимом Дибияевым

– Здравствуйте, Вадим Валерьевич! Завершилась первая четверть 2019–2020 учебного года. Все ли образовательные учреждения г. Махачкалы успели вовремя подготовиться к началу учебного процесса? Каковы наиболее актуальные проблемы сферы образования столицы республики?

– В системе общего образования столицы функционирует 71 общеобразовательное учреждение. К началу 2019–2020 учебного года в школах города был проведен текущий ремонт. Вместе с тем в столичной системе образования существуют некоторые проблемы. Одна из наиболее актуальных – наличие трехсменного режима обучения. В настоящее время в школах города обучается более 83 тыс. учащихся, в то время как проектная мощность школ составляет чуть более 49 тыс.человек, что обусловлено миграцией населения республики в столицу. Так, за последние 3 года увеличение контингента обучающихся составило более 11000 детей. В связи с этим в муниципалитете проводится целенаправленная и системная работа по ликвидации трёхсменного режима обучения. За последние три года построены и введены в эксплуатацию 3 школы на 2412 мест и учебный корпус на 604 места. В этом году планируются к вводу учебный корпус на территории МБОУ СОШ № 26 и завершается строительство школы в пос. Талги на 604 и 365 мест соответственно.

Обеспеченность учебниками также является актуальной проблемой образовательных учреждений г. Махачкалы, так как постоянно растет контингент обучающихся в школах города и даже с учетом прогнозируемых цифр не всегда удавалось обеспечить школы учебниками в полном объеме.

Хочу отметить, что на начало 2019–2020 управлением образования проведена инвентаризация библиотечных фондов школ. Проведенная работа позволила определить, что в одних образовательных учреждениях имеются учебники, неиспользованные в учебном процессе, а в других – наблюдается их недостаток, в связи с чем нами была организована работа по передаче учебников из одной школы в другую.

– В проект «150 школ» в этом году вошли 37 махачкалинских школ. Что конкретно сделано в этих образовательных организациях?

– Да, действительно, 37 общеобразовательных учреждений Махачкалы стали участниками проекта «150 школ», который стал продолжением запущенного в 2018 году по инициативе Главы Дагестана В. Васильева проекта «100 школ». К началу учебного года все общеобразовательные организации прошли проверку на готовность к образовательному процессу и распахнули свои двери для учащихся.

В рамках проекта в школах осуществлен капитальный ремонт зданий и помещений. Произведены сантехнические, электромонтажные, общестроительные работы, осуществлен ремонт отопительной системы, санитарных узлов, внутреннего пожарного водопровода, благоустройство школьного двора, произведен капитальный ремонт кровли крыши, фасадные работы, капитальный ремонт медицинских кабинетов и актовых залов. Установлена воркаут-площадка.

Участие в проекте позволило школам улучшить материально-техническую базу учреждений, устранить нарушения противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности и санитарно-эпидемиологических правил, указанные в предписаниях надзорных и судебных органов.

– Вместе с главой города С. Дадаевым Вы часто посещаете образовательные учреждения. На что в первую очередь обращаете внимание в ходе такой инспекции?

– Во время рабочих визитов вместе с главой города в образовательные организации мы обязательно встречаемся с руководителями и педагогическим коллективом этих организаций, а также с обучающимися и воспитанниками. Обсуждаются самые разные вопросы жизни школы или детского сада: организация и осуществление качественного образовательного процесса, материально-техническое обеспечение, обеспечение учебниками и многое другое. Посещаем кабинеты, библиотеки, спортивные и музыкальные залы. Обходим территории образовательных организаций. Посещение столовой, пищеблока – обязательная часть визита, так как организация качественного и безопасного питания детей – одна из приоритетных задач развития системы образования столицы.

– Как обстоят дела с детскими садами в городе, сократились ли очереди? Сколько детей принято в текущем году?

– В Махачкале функционируют 70 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, из них 6 – «Начальная школа – детский сад», с охватом 19692 ребенка. На 2019–2020 учебный год было принято 6539 детей. Очередность на сегодняшний день в возрастной категории от 2 до 7 лет составляет 12547 детей.

В целях максимального удовлетворения потребности населения в дошкольном образовании, помимо строительства дошкольных учреждений, создаются, например, новые группы в детских садах. В ближайшее время готовятся к открытию два детских сада в поселках Новый Кяхулай и Турали, которые примут около 300 детей.

В решении проблемы обеспечения детей местами в детских садах мы тесно сотрудничаем с негосударственными детскими садами, которых у нас 25, из них 3 работают в рамках проекта «Билдинг-сад» с охватом 200 детей. Реализация проекта «Билдинг-сад» позволяет значительно снизить для родителей плату за содержание детей. Она составляет 4 тысячи рублей в месяц. Таким образом, благодаря работающим с нами в рамках частно-государственного партнерства детским садам, освобождаются места в очереди в муниципальные детские сады.

– Сейчас большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Как в школах города поставлена эта работа?

– В этом направлении в школах города ведется большая и кропотливая работа. Это разнообразные беседы, конкурсы, викторины, экскурсии по местам боевой славы, акции и т. д., в которых участвуют как учащиеся школ, так и педагоги и родители. Большой вклад в воспитание подрастающего поколения вносят Российское движение школьников, в которое вовлечены более 33000 детей города, и Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», ряды которого пополняются с каждым годом.

На мой взгляд, главной формой работы по воспитанию гражданской и социальной ответственности является воспитание на «живом» примере. В течение многих лет школы работают в тесном контакте с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, почетными гражданами республики. Особенно хочу отметить опыт гимназии № 35, которая является площадкой по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В школе осуществляется очень важная работа в масштабах всей республики по развитию ТОКСовского движения и воспитанию учащихся на лучших нравственно-патриотических традициях наших предков.

– Скажите, пожалуйста, какова кадровая ситуация в образовательных учреждениях столицы?

– В общеобразовательных учреждениях г. Махачкалы насчитывается 1349 учителей. Имеется дефицит педагогических кадров по некоторым предметам: русский язык, музыка, физика, технология, информатика, начальное образование. С целью восполнения этого пробела налажено сотрудничество с педагогическими вузами, с целью привлечения педагогических кадров в школы города. Однако молодые педагоги в последние годы не спешат идти в школу сразу после окончания вузов. В то же время «кадрового голода» в школах города нет. Более того, сегодня школы позволяют себе выбирать из нескольких кандидатов лучших. В первую очередь, это могут себе позволить лицеи, гимназии, расположенные в центре города. Сложнее дело обстоит в поселковых школах, но мы стараемся помогать им по мере поступления запросов по вакансиям.

В целом педагогическое сообщество состоит из учителей высококвалифицированных, глубоких, образованных, настоящих профессионалов. Руководство школ города ценит качественные педагогические кадры, старается создать максимально комфортные условия для успешной работы. Более опытные педагоги обязательно оказывают помощь молодым учителям, высоко развит институт наставничества, что способствует снижению текучки кадров и поддержанию стабильно высокого уровня обученности учащихся.

– Насколько активно педагоги г. Махачкалы участвуют в различных конкурсах и мероприятиях и воплощают в жизнь свои идеи и проекты?

– Наши педагоги регулярно участвуют в таких конкурсах как «Учитель года», «Самый классный классный», «Лучший учитель родного языка», «Лучший педагог-психолог», «Лучший социальный педагог» и другие. В целях знакомства с новыми образовательными практиками и технологиями, обмена опытом работы учителей был организован фестиваль педагогического мастерства «Образовательный диалог», в котором приняли участие 14 ярких, талантливых учителей из 7 регионов России, победители и призёры конкурса «Учитель года» разных лет. 1200 учителей школ города стали слушателями и участниками мастер-классов. К нам приехали поделиться своими идеями методисты и учителя из Москвы, Кабардино-Балкарии, Московской, Ленинградской, Белгородской, Липецкой, Ярославской областей. Идеи, приёмы и методы гостей вызвали у педагогического сообщества города большой интерес.

Конкурсное и фестивальное движение ежегодно охватывает более 100 учителей из разных школ города. Всё это способствует росту качества преподавания предметов, повышению престижа профессии педагога.

– Вы активно общаетесь со своими подписчиками в соцсетях. С какими вопросами и предложениями они обращаются? Как Вы их решаете?

– Самым актуальным вопросом для наших горожан остается вопрос с нехваткой мест в детских садах. Как отметил, ситуация с местами в детских садах у нас сложная, но носит положительную динамику. Много вопросов поступает относительно учебников, денежных сборов в образовательных учреждениях, организации образовательного процесса.

Все обращения мною рассматриваются, принимаются решения и соответствующие меры по каждому вопросу. В отдельных случаях поступившие обращения требуют комплексного рассмотрения. В таких случаях граждане приглашаются на прием, где мы с коллегами изучаем проблему и находим наиболее оптимальное решение. Хочу сказать, что такой контакт и обратная связь с родителями наших учащихся и педагогами очень важны для меня. Отсутствие взаимодействия системы образования города с родительской общественностью зачастую вызывает массу жалоб и непониманий со стороны родителей. Наша задача заключается в том, чтобы сделать систему образования максимально открытой и завоевать полное доверие родителей учащихся.

– Очень важно, чтобы родители стали активными помощниками педагогов. Как налажен этот процесс в Махачкале?

– Согласен, родители должны быть активными участниками в деятельности образовательных учреждений, помощниками педагогов. Мы многим родителям благодарны за поддержку и надеемся на дальнейшее взаимопонимание и помощь. Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к формированию гармонически развитой личности ребенка. Родители – единомышленники и полноправные участники образовательного процесса. Они принимают активное участие не только в традиционных школьных мероприятиях, но и в укреплении материально-технической базы школ. Никто не отрицает, что государственное финансирование учебных заведений далеко не всегда удовлетворяет все их нужды и потребности. Зачастую родители оказывают спонсорскую помощь школам, примером тому является вышеупомянутые проекты «100 школ» и «150 школ». В выборе средств воспитания школа и родители стараются найти общий язык через реализацию деятельности общешкольных родительских комитетов, Попечительских советов, Управляющих советов, организацию родительского всеобуча, создание Совета отцов. Уверен, что только совместная работа родителей, детей и учителей способна дать в образовании положительные результаты.

– Многие учителя сетуют на загруженность различного рода отчетами, на то, что меньше времени остается на воспитание и обучение детей. Вадим Валерьевич, что Вы скажете на это?

– У каждого учителя имеются отчеты, которые необходимо предоставлять, есть и отчеты школы, отчеты методического объединения, классного руководителя, учителя-предметника, существуют общие отчеты, которые педагогам необходимо предоставлять вовремя. Вместе с тем педагогу необходимо располагать временем для совершенствования своего профессионального мастерства.

В настоящее время Министерство просвещения Российской Федерации подготовило и вынесло на общественное и экспертное обсуждение законопроект, который позволит оградить педагогов от излишней нагрузки, связанной с составлением отчетов, ответов на информационные запросы, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций. Надеюсь, что принятые меры будут способствовать снижению бюрократизации в учебном процессе.

– Каким должен быть, на Ваш взгляд, современный учитель?

– Считаю, что современный учитель – это не шаблонная модель. Профессия педагога очень непростая. Учитель воспитывает тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Сегодня учитель уже не может быть только предметником, он должен быть профессионалом, владеющим комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист или художник, а если надо, то писатель, заряженный творческой энергией, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих детей. С каждым днем ритм нашей жизни увеличивается, поток информации растет и учителю необходимо быть гибким и мобильным. Ему нужно уметь хорошо ориентироваться в жизни, ведь учитель – это пример, он учит не только своему предмету, но и жизни, определенной позиции, всему лучшему.

Я бы сказал так: современный учитель должен идти не в ногу со временем, а на шаг вперед. Может быть, это его главная черта.

Беседовала К. Булатова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

28