Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

16.11.2019 11:56 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18-19 от 14.11.2019 г.

Каков он, современный учитель?

Автор: М.М. Эфендиев
учитель русского языка и литературы, Игалинская СОШ, Гумбетовский район, почётный работник общего образования РФ

Наверняка все помнят «школьные годы чудесные», своих одноклассников и особенно учителей. Во время учебного процесса мы, бывало, обижались на них, считая излишне строгими и требовательными. После окончания школы, встретив учителя, любимого или не очень, испытываем столько эмоций, что впору изобретать машину времени и возвращаться обратно в незабываемое детство.

Наверное, нет более мифологизированной профессии, чем учительская. Автор этих строк 39 лет проработал на педагогическом поприще и знает профессию «изнутри». Со всей ответственностью могу заявить, что учительский труд нелегок, ответственен, почетен, хотя, быть может, некоторые с этим не согласятся. Выдающиеся умы человечества не единожды отмечали: если страна хочет иметь морально и духовно здоровое молодое поколение, задумывается о своем будущем, она должна быть внимательнее к педагогам. Именно они вместе с родителями (а иногда и в большей степени) воспитывают и формируют юные души.

Профессия учителя существует в мире уже не первое тысячелетие, и мифы о ней формировались в зависимости от эпохи. Сегодня ситуация несколько изменилась. Попробуем ответить на животрепещущий вопрос: «Каков он, современный учитель?»

Давно было сказано: каково общество – такова и школа. Называя школу началом начал, мы как бы предполагаем: если что-то перестраивать фундаментально в нашей жизни, начинать надо с неё.

В последнее время появилось немало публикаций и сообщений о том, как учат детей за рубежом. На что, прежде всего, обращаешь внимание? При достаточно высоком уровне образования, всё-таки больше всего средств вкладывается в массовую среднюю школу. Почему? Потому что средняя школа в основе своей консервативна. Это качество, с одной стороны, обеспечивают ей устойчивый фундамент, сохранение традиций, уважение общества, но с другой, тормозит развитие. Чтобы преодолеть неблагоприятную инерцию, в школу нужно постоянно вкладывать средства, заботиться о сохранении высокого профессионального уровня учительства.

Как этого профессионализма достичь, если престиж учителя теряет в «весе»? Действительно, если смотреть объективно, то так и есть. Оплата труда учителя, увы, не соответствует современным реалиям, поэтому молодежь не желает учительствовать. Естественно, это существенно влияет на престижность профессии. Но! Степень уважения того или иного преподавателя в первую очередь зависит от него самого, так же как престижность школы зависит от ее руководства. Есть учителя, на уроки к которым дети бегут вприпрыжку, а родители просто молятся, дабы звезды сошлись так, чтобы у их чада классным руководителем оказался именно ОН. Существуют школы, самые простые, не носящие почетных званий «лицей» или «гимназия», куда просто нельзя пробиться из-за наплыва родителей, желающих именно туда устроить своих детей.

Учитель – одна из самых уважаемых профессий во всём мире. А у нас ? Став массовой, она во многом потеряла в глазах «простого человека», да ещё, если считаться с тем, что простой труд этого «простого человека» зачастую оплачивается много лучше учительского. За примерами далеко ходить не нужно: всё же не массовостью или исключительной редкостью должен определяться престиж той или иной специальности, а тем, насколько значительной считает общество работу профессионала.

Думаю, сегодня совсем недостаточно говорить только о социальной и общественной значимости труда учителя. На мой взгляд, крайне необходимо отбирать для школы людей так же строго и пристрастно, как это делается при зачислении, скажем в космонавты... Право называться учителем должны получать только личности!

Считаю, мне крупно повезло, что ещё в самом начале своей деятельности понял одну очень полезную вещь. Если ребята видят, что учителю абсолютно безразличны их проблемы, если он даже не пытается понять, к примеру, почему Ахмед отказывается отвечать, а Аминат вообще не ходит в школу, – контакт между взрослым и детьми оказывается невозможным. Только искренняя заинтересованность, внутренняя сопричастность педагога рождают ответное доверие ребят. Дети от своего учителя всегда ждут сопереживания.

Претензии родителей и детей к школе понять можно. Истинно сопричастного отношения в её стенах не так уж много. Более того, в подавляющем большинстве учителя и сами к себе относятся плохо, а нередко и уничижительно. Многим не хватает самоуважения, нет желания раздвинуть границы своего узко профессионального мира. Оснований так думать у меня достаточно.

Читая зарубежную педагогическую литературу, обратил внимание на то, что среди учителей, например, в той же Америке, немало «докторов философии» (для профессионалов в любой области знаний это начальная учёная степень, эквивалентная нашему кандидату наук). У нас же специалистов такого рода, работающих в школе, – единицы на всю огромную страну: в глазах коллег они выглядят «белыми воронами» или того хуже – выскочками. Для нашей среды типичное явление: не учитель-практик, разработавщий интересную методику, пишет научную работу и потом «защищается», а какой-нибудь новоиспечённый научный сотрудник, школы-то и не нюхавший по-настоящему.

Беда, коли учитель сам о себе говорит неуважительно. Что же требовать тогда от его окружения? И тем не менее мы продолжаем оставаться под гипнозом газетных передовиц, приуроченных ко Дню знаний или Дню учителя, продолжаем считать что «российский учитель несёт в массы культуру». Разве это так?! Вглядитесь: он давным-давно превратился в «человека из толпы»! Никак и ничем из этой толпы не выделяется. Он может пойти с нею куда угодно и под какими угодно лозунгами, которые в эту массу будут брошены. Не то ли происходит нынче на улицах российских городов? Среди тех, кто громит и убивает, немало учащихся. Если бы у этих ребят были настоящие учителя, никто из них, уверен, не смог бы стать частью озверевшей толпы. Мы слишком лояльно смотрим на эту глобальную проблему, которая как червь съедает славные традиции развалившегося в 1991 году государства.

У этого явления одни корни, один источник – бездуховность, бескультурье, безнравственность. Если духовной культурой не обладают люди, призванные воспитывать, что же говорить о воспитуемых? Да и может ли человек, окованный предрассудками, по сути – ущербный, пробудить свободный дух в ученике, воспитать творческую личность? Сомневаюсь...

Ситуацию в школе можно было бы расценивать просто как катастрофическую. На мой взгляд, ничтожно мало учителей, которые бы захотели выбраться из прокрустова ложа обязательных программ и методичек, работать, используя предоставляемые им ныне права и возможности. Даже те, кто воспринял новые веяния ФГОС с радостью, не торопятся проявлять инициативу. Очень уж сильны путы привычек, инерции.

Нельзя не считаться и с тем, что плохо оплачиваемый учительский труд порождает и соответствующее отношение к работникам школы. Платят мало – значит, не очень-то государство ценит работу педагогов. Такое отношение проявляется во всём, не стану перечислять эти факторы, ибо это так избито, что бесполезно вновь ворошить. Чтобы заработать хотя бы на сносное существование, приходится брать лишние «часы», давать дополнительные уроки в ущерб самообразованию, которое для учителя – жизненная необходимость.

Вот так всё взаимосвязано... Учитель, я бы сказал, обречён на постоянное самосовершенствование в своей конкретной специальности, но при этом ему необходима широта кругозора, иначе – ограниченность, и не только духовная, но и общественная. Современный учитель просто обязан сознавать своё предназначение и соответствовать ему.

Политика по отношению к школе в последнее время меняется, но, увы, должного эффекта пока не видать.

Деньги школе нужны, нужны для того, чтобы учить всех хорошо, а это значит – всех учить по-разному. Я имею в виду индивидуальный подход, дающий возможность раскрыть способности и возможности ученика.

Вся моя работа в школе – это преодоление сопротивления. Сопротивления не детей и родителей, а коллег. Ребята, интересующиеся русским языком и литературой, с увлечением занимаются по индивидуальным планам. Учитель же в массе своей вариантов не любит. Не любят в школе и детей, у которых есть особые таланты, или слабо успевают по предмету. Работать с ними нестандартно – это вкладывать больше сил, «болеть» за каждого, не бояться тратить душевные силы. Профессиональный уровень учительства оставляет желать лучшего. Так может, учебники у нас толковые, интересные и хоть как-то компенсируют пустоту уроков? Но и тут дела не слишком хороши. У меня лично создалось впечатление, что учебники пишутся для того, чтобы окончательно убить в ребёнке интерес к знаниям. Поскольку иных взять негде, приходится использовать совсем непригодные для уроков учебники старого образца. Тут учитель не в силах что-либо сдвинуть, потому что и школы не проявляют интерес для получения учебников, соответствующих для учебного плана.

Программы, конечно, претерпевают кое-какие изменения, но даже если бы из года в год приходилось читать одно и тоже, буква в букву, неинтересным учебный процесс стать не может. Ведь дети-то всегда разные, более того, не бывает даже одинаковых классов. В 10 класс, например, идешь со смутной тревогой, не зная, какой сюрприз тебя ждет на этот раз, а в 11 – отправляешься со спокойной душой, потому что уроки проходят на удивление продуктивно, дети сосредоточенные. Иногда ученики задают такие вопросы, что, даже зная материал урока назубок, начитавшись дополнительной литературы и думая, что о предмете невозможно знать больше, диву даешься и не сразу находишь, что ответить. Работать в школе всегда трудно, но, поверьте, никогда не скучно.

Конечно, нелепо требовать полной отдачи и творческого подхода в работе от урокодателей, которых в современной школе хватает. В общем-то, это несчастные люди, не нашедшие себя в профессиональном смысле. Да вот большая беда! Такими же несчастными делают они и детей, порождая в их душах ненависть к школе и отвращение к учению, приучая, пусть и против своей воли, лгать и обманывать. Школа буквально пронизана ложью, которая столь привычна, что за обман даже не считается. Оценка знаний, не соответствующая истинному уровню, крепостная зависимость ученика от учителя, учителя от директора, директора от РОО… О какой культуре может идти речь? Да её и не может быть в школе, где десятилетиями на уроках истории и словесности культивировалась ложь. Если мы хотим выжить эту ложь из школы, из программ, из учебников, то необходимо вымести окончательно. Ещё и удивляться приходится, что есть ещё, живут среди нас люди, не способные лгать, для которых честность естественное генетическое свойство.

Остались, чудом сохранились в народе внутренние ориентиры к свету, правде, добру, справедливости, которые и есть гарантии нашего возрождения.

Многие думают, что главное для учителя – любовь к детям. Отчасти с этим можно согласиться. Но! Можно бесконечно любить детей и не уметь с ними работать, формировать их внутренний мир, воспитывать. По-моему, учитель должен не только любить детей, отлично знать свой предмет, быть хорошим воспитателем, он еще должен обладать тонкой, как я это называю, психологической интуицией и наблюдательностью. Лично я многие вещи начал понимать только в процессе работы, с опытом. До этого смотрел на профессию учителя через призму романтизма. Теперь же знаю, что это прежде всего ежедневный тяжелый труд, от которого, увы, далеко не всегда получаешь отдачу, потому что для воспитания настоящего человека нужно взаимодействие родителей, ребенка, учителей. Это, увы, получается не всегда, и вины учителя в этом нет.

Мне хочется, чтобы в наших школах всегда жило счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Верю, что вместе с детьми учительство страны преодолеет многое. Только бы дети верили нам. Потому учу своих коллег терпению, общительности, оптимизму, своим примером показываю – не смейте останавливаться на достигнутом, идите вперед и ведите за собой учеников, совершенствуйте свои знания, чтобы соответствовать времени, в котором живете, месту, которое занимаете.

Не снабжайте детей готовыми правилами, формулами, они – пусты. Обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.

Не загружайте учеников мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут постигать мир. Будьте примером для детей всегда и во всем, следите затем, чтобы ваши слова не расходились с делом.

Будьте с детьми всегда рядом, но чуть впереди. Ищите в ребенке хорошее, находите «жемчужину» в каждой «раковине».

Любите детей, на этом держится мир. Этот свет любви не только никогда не исчезнет, а, разжигаясь, становится все сильнее и ярче, помогая детям свернуть горы.

Вы в школе – для детей, а не дети для вас, поэтому помогите им поверить в себя. И тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

P.S. «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования», – сказал Д.И. Менделеев.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24