Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

16.11.2019 11:57 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18-19 от 14.11.2019 г.

Этнокультурный компонент на уроках математики как фактор развития творческих способностей учащихся (Из опыта работы)

Автор: Т.К. Гасангусейнова
учитель математики, гимназия № 35, г. Махачкала

Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более человечными.

Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развитие их творческих способностей, интереса к учению. Как же активизировать у школьников познавательный интерес? Как развивать их творческие способности? Эти вопросы волнуют меня как учителя, и в своей работе пытаюсь найти на них ответы. Ответ я нашла в краеведении.

Гимназия № 35, где я работаю, имеет этнокультурное направление. Нам дорога эта тема, мы живем этнокультурой, и она нам помогает в воспитании и обучении детей.

Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, об известных личностях.

Например:

Перу дагестанских поэтов и писателей принадлежат замечательные произведения, в том числе и афоризмы. Выполнив задание и воспользовавшись данной таблицей, вы узнаете, кому принадлежат данные слова.

Решите уравнения:

Имя

1. Омарла Батырай

х:0,9=2,5:0,3

Слова

1. х=6

«Вознесся высоко, будь скромен, а став сильным, будь милосерден».

Имя

2. Расул Гамзатов

3:х=5,4:4,5

Слова

2. х=7,5

«Пусть у храброго отца

Не родится робкий сын,

Ибо должен будет он

Дать отпор врагам отца».

Имя

3. Фазу Алиева

0,6:х=0,24:1,4

Слова

3. х=3,5

«В родной стране ты сам в себе уверен,

Могуч и прочен, полон жажды жить,

Все, что задумал и свершить намерен,

Тебе поможет Родина свершить».

Имя

4. Имам Шамиль

х:7=3:3,5

Слова

4. х=2,5

«Глаза у нас намного выше ног.

В том смысл я вижу и особый знак:

Мы так сотворены, чтоб каждый мог

Всё оглядеть, пред тем как сделать шаг».

Ответы: 1-2; 2-4; 3-3; 4-1.

Мы все знаем, что каждый урок должен решать триединую дидактическую задачу: обучение, воспитание, развитие.

В начале своей педагогической деятельности мне завучи часто делали замечание, что на уроке не были реализованы воспитательные задачи урока. Это одна из проблем учителей математики. Легко эту проблему можно решить, если связать материал урока с краеведением. Воспитательный потенциал краеведческого материала заложен в самом материале – в фактах местной истории.

Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств вспоминать о подвиге нашего народа.

Следующая задача имеет большие воспитательные возможности.

1) 1941 год – начало Великой Отечественной войны. Десятки тысяч дагестанцев-фронтовиков отдали свои жизни за Родину, кровью скрепив узы дружбы народов нашей страны. Каков процент дагестанцев, воевавших на полях сражений, узнаем, решив следующую задачу.

Численность Дагестана по данным переписи 1939 года составила 1023317 человек. В годы войны республика послала на фронт 180 тысяч воинов, из них 90 тысяч человек погибло. Сколько процентов населения Дагестана воевало на фронте? Сколько процентов, воевавших погибло?

Решение.

1) 180000:1023317*100 % = 18 %

2) 90:180*100 % = 50 %

Ответ: 18 %, 50 %.

Исторический и краеведческий материал – благодатная почва для составления текстовых задач, использование задач такого характера – это важный внутренний стимул к поиску решений задач и изучению математики.

Математический материал, изучаемый в 5–7 классах, дает простор для составления задач, отражающих вопросы истории нашей Родины, но в учебнике математики такой материал встречается редко, а если и встречается, то только в масштабе страны или больших городов. Отсутствуют задачи, составленные на краеведческом материале республики Дагестан. Такие задачи не только способствуют закреплению математических навыков, но и знакомят нас с историей малой родины, учат бережному отношению к народному достоянию, содействуют выработке активной жизненной позиции. В этом и актуальна данная тема.

Это будет возможным, если будет предложен сборник текстовых задач для учащихся: такой, чтобы задачи, собранные в нём, были интересными, познавательными и доступными каждому ученику, который можно использовать в дополнение к основному учебнику.

Сборник, который я составила, состоит из двух частей:

1 часть – задачи с элементами краеведения,

2 часть – тексты для составления задач.

В дальнейшем материал сборника будет дополнен новыми задачами, текстами.

Практическая значимость.

Сборник полезен для учащихся и учителей математики в качестве дополнительного учебного пособия.

Материалы сборника позволяют активизировать познавательный интерес к предмету «математика» и формировать активную гражданскую позицию по отношению к малой родине средствами математического образования.

Решение задач с использованием краеведческого материала позволяет углубить знания учащихся по краеведению, способствует популяризации краеведческой литературы, формированию навыков творческой и поисковой деятельности.

Задачи составлены по следующим темам: «Сложение и вычитание натуральных чисел», «Умножение и деление натуральных чисел», «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей», «Обыкновенные дроби», «Проценты», «Многочлены», «Формулы сокращенного умножения».

Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и в ходе экскурсий, встреч. Для того, чтобы ученикам было легче подбирать числовые данные в задачи, во время экскурсии заранее предупреждают учащихся записывать каждую информацию.

Огромную роль в развитии математических способностей, творческого мышления учащихся, их речи имеет умение составлять задачи по данной теме. Работая над темой «Использование краеведческого материала на уроках математики», я привлекаю учеников к составлению и решению задач.

Процесс составления математических задач с краеведческим материалом оказался интересным не только для учащихся, но и для их родителей.

В январе месяце этого года мне ученик принес газету «Истина», в которой имеется исторический материал под названием «Сколько нас было в 1900 году». Здесь даются статистические данные переписи сел некоторых районов в 1900 году. Этот богатый материал передала бабушка ученика, а дальше сбор продолжили и другие ученики.

Сформировать у школьников умение составлять текстовые задачи – это значит научить их излагать и воспроизводить структуру модели задачи. При составлении задач обогащаются знания школьников, приобретенные в учебном процессе. Это происходит потому, что задача содержит новую для ученика информацию, имеющую связь с жизненным опытом.

С уверенностью могу сказать, что составление и решение задач с краеведческим материалом создает благоприятную почву для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.

На сколько хорошо учащиеся усвоят материал основной школы, на столько успешным будет результат ГИА.

Восхищаюсь каждой идеей ученика. Стараюсь шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться определенных правил:

• события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

• факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

• предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;

• формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

• вызывать интерес к познанию родных мест, содействовать формированию патриотических чувств.

Прежде чем составить задачу, мы должны собрать необходимые сведения, то есть узнать количество жителей в данных населенных пунктах и проанализировать, подходят ли полученные числа для условия этой задачи. Работа такого характера формирует следующие мыслительные операции: анализ, сравнение, а также развивает познавательную активность, самостоятельность учащихся.

Решая задачи, ученик «убивает несколько зайцев», можно узнать много нового и интересного об истории родного края, значимых событиях в его жизни, природе, знаменитых земляках, повторить математические действия.

Таким образом, целенаправленная работа по составлению текстовых задач на местном числовом материале, собранном учителем и учащимися, снимает неуверенность ребенка в своих математических способностях, позволяет оценить красоту и уникальность родного края через решение интересных задач и примеров, связывает математику с окружающей жизнью, а это и есть одна из основных задач обучения математике.

Многие утверждают, что математика – это сухие цифры, формулы и непонятные уравнения. Можно поспорить с этим утверждением. Урок нестандартный, в том числе интегрированный, не только обеспечивает успешное овладение таким сложным предметом, как математика, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и творческие способности.

Решение задач с использованием краеведческого материала позволяет углубить знания учащихся по краеведению, способствует привитию интереса к математике, продолжает развитие творческого мышления, формирует ответственный подход к решению задач. Кроме этого, формируются такие качества, как самостоятельность, ответственность, любовь к родному краю, своей малой родине.

В этом смысле учащимся Ленинкента повезло. В гимназии № 35 имеется большой краеведческий музей. Любой экспонат несет большую информацию для составления задач.

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. Цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей. В связи с этим часто предлагаю учащимся выполнить и защитить проект «Моя малая Родина в математических задачах». Неважно, что эти проекты не носят высокий научно-познавательный характер, важно, что это самостоятельная работа ученика, его первый шаг в «страну творчества». Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности.

Именно любовь к родному краю, к ее истории помогает мне воспитывать моих учеников более человечными и научить их основам математики.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

124