Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

31.10.2019 11:43 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 30.10.2019 г.

Монография «Методика обучения русскому языку в начальных классах в условиях национально-русского двуязычия»

Автор: Р. Халидова
доктор филол. наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики обучения русскому языку и литературе ДГПУ

Современная дагестанская мононациональная школа остается основным фактором формирования национально-русского двуязычия: в ней осуществляется организованное обучение русскому и родному языкам. Проблема двуязычия предполагает ее рассмотрение в социальном, лингвистическом и педагогическом аспектах.

В этом плане интерес представляет выпущенная недавно сотрудниками Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А. А. Тахо-Годи монография «Методика обучения русскому языку в начальных классах в условиях национально-русского двуязычия», выполненная при финансовой поддержке гранта Главы Республики Дагестан (распоряжение Главы Республики Дагестан «О присуждении грантов Главы Республики Дагестан», 20 декабря 2018 года, № 117-рг).Авторы монографии: М.И. Шурпаева, доктор педагогических наук, профессор, замдиректора, З.З. Мадиева, кандидат педагогических наук, доцент, завсектором русского языка и литературы, Н.М. Эльдарова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник сектора русского языка и литературы.

Модель дагестанской билингвальной школы имеет исторические корни: ее становление и развитие проходило более века. В монографии приводится интересный материал об этапах формирования двуязычия в дагестанской школе, о развитии системы образования в республике, об истории создания учебников по русскому языку для дагестанской национальной школы.

Анализ и характеристика лингводидактических особенностей обучения русскому языку в условиях двуязычия, видов интерференции на разных уровнях языка позволили авторам определить особенности обучения русскому языку учащихся-билингвов на начальном этапе мононациональных сельских школ в соответствии с требованиями ФГОС. Прогнозирование ошибок в русской речи учащихся-билингвов, находящихся на стадии развивающегося раннего двуязычия, выявило основные закономерности овладения русским языком нерусскими детьми и причины ошибок в их речи.

Спектр задач, решенных в работе, достаточно велик. Так, общеизвестно, что результативность процесса обучения русскому языку в условиях билингвизма зависит от содержания учебников. Действующие учебники по русскому языку УМК «Школа России», которые используются в образовательном процессе начальной школы Дагестана, включают необходимый материал для формирования предметных компетенций. В то же время их анализ в аспекте двуязычия показал, что учебники не ориентированы на детей-билингвов, которые при поступлении в первый класс слабо владеют элементарной русской речью, не умеют читать и писать, в УМК не учитывается уровень билингвизма учащихся, их лексический багаж, уровень подготовленности к школе и т. д.

Положительно то, что при теоретическом обосновании методики изучения русского языка в условиях билингвизма авторы исходили из особенности, которая присуща детям-билингвам: закономерности русского языка они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам. При этом ребенок-билингв в процессе общения является переводчиком: он переводит для себя текст с одного языка на другой, применяя двойное декодирование. Если ребенок не владеет или плохо владеет русской речью, то это еще больше затрудняет его коммуникацию. В книге большое внимание уделяется вопросам преодоления влияния родного языка, предупреждения интерференционных ошибок в русской речи учащихся-дагестанцев, встречающихся на разных уровнях языка (фонетическом, морфологическом, синтаксическом). Интерес вызывает разработанный авторами типологический паспорт русского и родных языков учащихся (аварского, даргинского, кумыкского, лакского, лезгинского и табасаранского), на основе чего выявлены языковые трудности и виды интерференции, позволившие разработать методические рекомендации с учетом тех сложностей, с которыми могут столкнуться учителя дагестанских школ. Здесь же можно отметить значительную работу, проделанную авторами в разработке и обобщении материала по формированию языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций у учащихся начальных классов. Учет лингвометодических особенностей при изучении русского языка учащимися-дагестанцами в предлагаемых авторами методических разработках и типологии упражнений, предназначенных для обучения устной речи, фонетике, морфемике, грамматике, на наш взгляд, будет способствовать совершенствованию современного начального языкового образования.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

96