Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

31.10.2019 12:06 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 30.10.2019 г.

К 100-летию Булача Гаджиева

По инициативе Правительства РД в республике широко отметили 100-летие со дня рождения известного педагога, краеведа, просветителя, телеведущего Булача Гаджиева. В образовательных учреждениях, библиотеках, центрах культуры городов и районов республики прошли различные мероприятия, приуроченные к этой знаменательной дате. В конце октября прошла Неделя Памяти, посвященная народному учителю. Организатором юбилейных мероприятий выступило Министерство образования и науки РД.

Достойно сохранить наследие педагога...

В рамках празднования 100-летия со дня рождения известного краеведа, народного учителя СССР Булача Имадутдиновича Гаджиева Министерством образования и науки РД намечено ряд мероприятий, направленных на изучение педагогического наследия этого выдающегося педагога-новатора и воспитания на его примере молодых педагогов.

Булач Имадутдинович родился 2 мая 1919 года в селении Мегеб Гунибского района Дагестана. Булач – младший брат подводника Магомеда Гаджиева – Героя Советского Союза. Сам Булач Гаджиев с первых дней войны добровольцев ушел на фронт и воевал до августа 1945 года.

После возвращения с фронта связал свою жизнь с педагогической деятельностью.

Более 50 лет Булач Гаджиев проработал учителем и руководил клубом краеведов школы № 5 г. Буйнакска. Булач Гаджиев вместе с членами клуба совершал походы по Дагестану, а также по Грузии, Северной Осетии, Чечне и Ингушетии.

Более 40 лет Булач Гаджиев был ведущим телепередачи «В стране легенд и преданий». Написал и издал более 50 книг.

За выдающиеся достижения в обучении и воспитании подрастающего поколения Булач Гаджиев был удостоен высоких званий – народный учитель СССР, заслуженный учитель Дагестана и РСФСР, он является кавалером ордена Ленина.

Булач Гаджиев оставил богатое педагогическое наследие, которое еще предстоит изучить и сохранить для будущих поколений.

В рамках юбилейных мероприятий ГБУ ДО РД «Малая академия наук РД» организовало для педагогов республики экскурсию по одному из экскурсионных маршрутов Булача Гаджиева в "Ущелье Марковых" близ горы Сары-Кум...

Г.Г. Ибрагимов,
заместитель директора
ГБУ ДО РД МАН РД

Тропою Булача

    Булач! Учитель!
    Наш наставник!
    Нет на земле подобной шири,
    В морях – подобной глубины,
    За все, что лучшее есть в мире
    Благодарить тебя должны!

Министерство образования и науки Республики Дагестан, ГБДУ республики Дагестан «Малая академия наук РД» организовали однодневный поход – экспедицию по маршруту: Махачкала – станция Кумторкала – бархан Сарыкум – ущелье Маркова – г. Буйнакск.

Маршрут посвящен 100-летию известного краеведа и просветителя Дагестана Булача Имадутдиновича Гаджиева.

Участники экспедиции собрались ранним утром у Малой академии наук Республики Дагестан. Здесь нас ждало комфортабельное вместительное маршрутное такси.

Пожелав друг другу доброго пути, краеведы Дагестана, земские учителя, организаторы этой поездки во главе с Людмилой Юрьевной Шабановой, с начальником Управления развития общего образования РД и Арсеном Алибековичем Хайбулаевым, замдиректора Малой академии наук РД, из столицы республики взяли курс на север. Сама природа благоприятствовала нашей поездке, ярко светило осеннее солнце, день был тихий и безветренный. Самым первым объектом нашего маршрута было селение Коркмаскала – районный центр Кумторкалинского района. Село названо так в честь Джелалэтдина Коркмасова, видного государственного деятеля, революционера. По пути следования много интересного об этом замечательном человеке, а также о его друге Сергее Дмитриевиче Маркове рассказал нам гид М.А. Дадаев, краевед, аксакал из Казбековского района.

Следующей достопримечательностью, с которой мы познакомились на нашем пути в ущелье Маркова, был бархан Сарыкум – песчаная гора (Желтые пески). О различных версиях и легендах образования бархана узнали молодые земские учителя из уст бывалых краеведов.

У туристов здесь есть возможность по специальным ступенькам, не принося вред заповеднику подняться на обзорную вышку, посетить прекрасный музей Сарыкума, отдохнуть в очень искусно сплетенных хижинах для туристов, увидеть старое здание станции Кумторкала. Стоя у этого ветхого здания, мы, краеведы, представляли себе, что ровно 100 лет тому назад, здесь в этом месте так же, как мы теперь, стоял Сергей Дмитриевич Марков, революционный деятель начала ХХ века, член Реввоенсовета Кавказского фронта, руководитель Кавказского округа путей сообщения. Тогда он работал заместителем народного комиссара путей сообщения. Им был разработан план по восстановлению разрушенной в период гражданской войны железной дороги на

Северном Кавказе, в частности в Дагестане.

Дальше наш путь лежал в ущелье Маркова. Ущелье находится в 3 км. от бархана Сарыкум, до этого оно называлось ущельем нартов. Осенью 1922 года Сергей Дмитриевич приехал в Дагестан с супругой с целью поправки здоровья. В тот день 5 ноября он, наверное, хотел показать эти замечательные места супруге Варваре Петровне и выехал в сторону Буйнакска (Темирхан-шура). Они сидели в бричке, от охраны он отказался. Здесь в ущелье их захватили деникинцы и зверски убили. С этого времени ущелье переименовали в «Ущелье Маркова».

Члены клуба «Краевед» Булача Гаджиева часто посещали это ущелье и находили наскальные изображения, сделанные древними охотниками.

Даже мы были шокированы, увидев скалу, которая находится здесь. Она была расколота на две части в период землетрясения в мае 1970 года. Как бы трудно ни было, самые смелые из нас поднялись на вершину этой скалы, закидывали камешки в расщелину, но не слышали звука падения... Каждый из нас, стоя на этом месте, мысленно просил Бога о покое, мире, и о том, чтобы наши дети, внуки, правнуки, не забывали о прошлом родного края.

Далее наш путь пролегал в город Буйнакск. Нас тепло и радушно принял прекрасный коллектив СОШ № 5 г. Буйнакска. 20 октября оказался днем рождения Магомеда Гаджиева, чье имя носит СОШ № 5. Весь педагогический коллектив и учащиеся школы встретили нас с шарами и цветами. Мы возложили цветы к памятнику и почтили память минутой молчания. Директор школы П.Б. Газиханова, почётный работник РД, Лауреат премии им. Булача Гаджиева, провела экскурсию по музею школы. Мы были счастливы, что смогли посетить музей, собранный самим Булачом: имели возможность трогать своими руками путевые дневники, которые вел этот удивительный, обаятельный, неутомимый учитель-краевед. В музее хранятся бесценные экспонаты ручного труда, труда земледельцев, гончаров, ткачей, оружейников, предметов старины, украшений, домашней утвари, ценные рукописные книги. Было бы великолепно, если бы для этого бесценного музея нашли соответствующее помещение в городе Буйнакске. Учащиеся и педагоги с большой любовью рассказали о Булаче, об интересных эпизодах из его педагогической деятельности.

Коллектив учителей показал великолепный спектакль «На уроке». Нам сказали, что этому спектаклю 30 лет, и он не потерял своей актуальности по сей день.

Добрая память о Булаче Гаджиеве, об этом замечательном человеке навечно сохранится в сердцах тех, кто знал его. Он 55 лет отдал своей родной школе, и глубокое уважение к себе заслужил добросовестной работой.

От имени всех гостей школы № 5 г. Буйнакска хочется пожелать директору школы П.Б. Газихановой и всему педагогическому коллективу крепкого здоровья, неиссякаемого вдохновения и новых успехов в благородном труде. Вы не потеряли Булачевский дух! Так держать!

П.А. Алидибирова,
почетный работник
общего образования РД,
отличник образования РД,
руководитель ТОКСовского
отряда «Факел».
А.М. Алидибирова,
отличник образования РД,
эколог-краевед,
руководитель ТОКсовского
отряда «Поиск»,
МБОУ «Гимназия № 35»

Работы победителей республиканского конкурса сочинений «Книга жизни»

Он оставил нам частичку своего сердца

Жизнь... Счастье… В какой-то определённый период своей жизни каждый задумывается над данными словами. Как оставить добрый след в сердцах близких или в истории? Совсем недавно, я прочитала биографию, посмотрела видео о жизни, творчестве Булача Имадутдиновича Гаджиева, представителя маленького народа, сумевшего прославить Дагестан. Теперь понимаю, что счастливого человека очень просто узнать. Он словно излучает ауру спокойствия и тепла, движется неторопливо, но везде успевает, говорит спокойно и всех понимает.

55 лет отдал он учительской деятельности. Дети слушали, затаив дыхание, потому что перед ними стоял вдохновенный, влюблённый в свою профессию человек.

Какая богатая жизненная школа! Его жизнь – это целая эпоха. Да, тяжёлая, но счастливая. Он смог реализовать все свои способности. Каким бы ни было призвание человека, необходимо иметь профессионализм и порядочность, и ещё лучше, если добавится интеллигентность, которая необходима во всех сферах жизни. Думаю, всё это можно отнести ко всей семье Б. Гаджиева.

Пишут, что его уроки пропускать было невозможно. Его уважали, искренне любили, перед ним преклонялись за его высокий профессионализм и энциклопедические знания. Говорили, что у него была очень оригинальная методика, он разрешал подсказывать, заглядывать в учебник, если ученик что-то подзабыл. У него не было цели уличить ученика в незнании, у него была лишь одна цель – дать знания.

Профессионализм Булача Имадутдиновича как педагога заключается в том, что он в совершенстве владел предметом, которому учил, и не просто владел, а был увлечен своим предметом, мог заинтересовать им других, раскрывал перед детьми тайны.

Как повезло его ученикам! Доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание.

Он был учителем-исследователем, учителем-психологом, учителем-лидером, учителем-другом. Как много успел сделать Б.И. Гаджиев!

По-настоящему талантливый человек многогранен. Его громадная краеведческая и поисковая работа по всему Дагестану вошла в летопись нашей Родины. Просмотрела в Интернете фрагменты беседы в передаче «В стране легенд и преданий» о прошлом и настоящем Дагестана, это самые интересные научно-познавательные передачи. Голос его – спокойный, проникновенный – завораживает.

Походы, раскопки, сотни интересных находок и открытий. Они обогатили историко-этнографическую летопись республики, дали громадный материал для научных открытий, книг, телепередач, живых уроков истории, которые навечно остались в сердцах многих дагестанцев.

Им написано немало книг: «Буйнакск в историях и легендах», «Ворота в горы Дагестана», «Хаджи-Мурат в истории и легендах», «Легенды о Дагестане», «У подножия Салатау», «Дорога в Гуниб», «Дагестанские царские офицеры», «По тропе учителя», «Ахульго». Это все интересные факты и сведения истории и культуры Кавказа.

Я поняла, что счастье не существует само по себе. Для счастья, для самого личного счастья человека необходима горячая привязанность к какому-то делу. И тогда дорога жизни будет полной, насыщенной, интересной, светлой, яркой.

В сердце Булача Имадутдиновича горел огонь Прометея. Своим ученикам, близким людям, всем нам он оставил частичку своего горящего сердца. Пройдут годы, десятилетия, но память о великом человеке, учителе останется навсегда. Еще Сократ более двух тысяч лет назад изрек: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»... Думаю, это можно отнести и к жизни и деятельности Булача Гаджиева.

Асият Гусейнова,
11 «А» класс, СОШ № 9,
г. Каспийск

Учитель на все времена

Дагестанская земля подарила миру много талантливых людей, которые проявили себя в разных сферах: в музыке, живописи, архитектуре, литературе, политике. Достойное место в плеяде замечательных имен, прославивших Дагестан, занимает Булач Гаджиев – известный историк, неутомимый краевед, педагог-новатор. Его имя известно не только в Дагестане, но и далеко за его пределами. Судьба, личность и творчество этого замечательного человека вызывает сейчас большой интерес. Это совсем неудивительно, так как его жизнь, его дела, его творчество полно новизны, любви к родине, отчему краю. Темой родного Дагестана проникнуты были все помыслы и деяния моего земляка.

В этом году мы отмечаем сто лет со дня рождения Булача Гаджиева. Родился он в нелегкое время – время перемен, переоценки ценностей, нескольких революций, гражданской войны. Это время можно назвать переходным этапом к неведомому, новому миру. Все эти события явились тяжелым испытанием для всей страны. Вместе со своей страной Булач Гаджиев смог пережить все, он прошел весь путь становления, достижений, горестей и радостей, побед и разочарований. Детство у Булача Гаджиева было трудное: семья большая, не хватало еды для детей, но трудности лишь закаляли юношу. Его характер сформировался еще в детские годы. Он выковал волю, воспитал в себе целеустремленность. Школой жизни стала для горского юноши служба юнгой в далеком Заполярье, на корабле старшего брата – прославленного моряка-подводника Магомеда Имадутдиновича Гаджиева. Однако не суждено было Булачу Гаджиеву, как его брату, стать моряком. Судьбой ему была определена другая профессия, я думаю, самая гуманная на земле – профессия учителя. Он мог стать кем угодно, потому что был талантлив, но… Более пятидесяти лет своей жизни отдал Булач Имадутдинович профессии учителя. Его уроки любили все ученики: и отличники, и двоечники. Кстати, учитель никогда не ставил "двоек"... Кто не полюбит такого учителя?! Но не только за это любили ученики Булача Гаджиева. Они верили в себя, потому что учитель ценил их, никогда не оскорблял, подбадривал, вдохновлял. В ученике он, в первую очередь, видел личность. Личность, способную на многое. Булач Гаджиев прививал школьникам любовь к Отчизне, уважение к далеким и близким предкам, к своему прошлому, к своим корням. Д последних дней продолжалась его сложная, но почетная миссия – передавать все дальше и дальше эстафету знаний.

Вместе со своими учениками Б. Гаджиев исходил весь Дагестан, сделал множество находок и открытий, которые обогатили историко-этнографическую летопись Дагестана. Учителем собран уникальный материал о пребывании на Кавказе и в Дагестане русского поэта М.Ю. Лермонтова, великого Л.Н. Толстого, врача Н.И. Пирогова, художника И.К. Айвазовского, соратников Ленина – М. И. Калинина, С. Орджоникидзе и многих других известных личностей.

Обыкновенный учитель, а как много он смог сделать! Думаю, это потому, что ему нравилась своя работа. Дети завороженно слушали рассказы учителя об имаме Шамиле, его соратнике Хаджи-Мурате, царских офицерах и Петре Первом, крепостях и аулах Дагестана. Каждый урок истории был уроком жизни, где учитель прививал навыки к изложению жизненной позиции.

Учитель – это призвание, именно поэтому своим делом, своими взглядами Булач Гаджиев смог увлечь тысячи учащихся. Такого человека, увлеченного своим делом, невозможно не уважать. Перед ним преклонялись не только ученики, но и убеленные сединами аксакалы.

Собранный по крупицам исторический материал позволил Булачу Гаджиеву написать более сорока интересных книг – о дагестанцах, о Дагестане и тех людях, что побывали в наших краях. Я прочитал такие книги: «Легенды о Дагестане», «Они были в Дагестане», «По следам М.Ю. Лермонтова в Дагестане». Чтение увлекло меня, написаны они доступным языком... В произведениях привлекают и исторические личности, и пейзажные зарисовки. Вот пример из книги «Я учитель»: «Тропа вилась то влево, то вправо. Иногда из-под ног срывались камни. Солнце уходило за Богосский массив. Справа от меня в сиреневой дымке выплывали очертания аулов. Один из них, устроившихся на утесе, будто акварельный набросок Лансере, остался в памяти. У подножия скалы горная речка с дикой яростью и шипением сливалась с Тлейсерухом. В небе проплывали черные треугольники журавлей. Осень с короткими днями и ранними туманными ночами торопилась в горный аул». Эти описания настоящего художника – мастера слова. Пока творчество Булача Гаджиева еще недостаточно изучено литературоведами, но оно, несомненно, заслуживает огромного внимания.

Человек появляется на белый свет, чтобы оставить добрый след. Булач Гаджиев оставил после себя не след, а широкую дорогу, по которой идут его ученики. Он прожил интересную жизнь, полную высокого смысла, достойную подражания. Он жил для того, чтобы помогать людям. К большому сожалению, природа-мать дает человечеству слишком мало таких настоящих, замечательных людей, преданных своей стране и своему делу... Я горжусь тем, что Булач Гаджиев является моим соотечественником!

Шамиль Алимурадов,
9 класс, СОШ № 2,
п. Мамедкала

Педагогические чтения в ДИРО

26 октября 2019 года в Дагестанском институте развития образования проведены Педагогические чтения, посвященные 100-летию педагога, краеведа, известного телеведущего Булача Гаджиева. Для участия в мероприятии были приглашены известные в республике ученые, литературоведы, представители краеведческих музеев, а также педагоги и учащиеся школы, где прошли годы педагогической деятельности Булача Гаджиева как учителя. Открыли педагогические чтения учащиеся МКОУ «СОШ № 5» г. Буйнакска с литературно-музыкальной композицией.

На пленарном заседании выступили: начальник Управления минобрнауки Шабанова Л.Ю.; профессор, руководитель сектора Института истории и археологии ДНЦ РАН Далгат Э.М.; директор Республиканского центра образования Байрамбекова А.Б.; директор Краеведческого музея г. Буйнакска Дугричилов М.М.; директор МКОУ «Гимназия № 35» г. Махачкалы Меджидова Ч.М.; директор МКОУ СОШ № 5» г. Буйнакска Газиханова П.Б. С интересными воспоминаниями об отце выступил сын Булача Гаджиева – Валерий Гаджиев. Пленарное заседание завершилось награждением победителей Республиканского конкурса сочинений «Книга жизни».

В рамках программы педагогических чтений состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы краеведения, преподавания региональных курсов истории, географии и КТНД».

Участники круглого стола обозначили существующие проблемы преподавания региональных курсов. По итогам была принята резолюция.

П.А. Бекова,
руководитель научно-методического отдела ДИРО

Конкурс «Дагестан в историях и легендах»

23 октября в Республиканском центре одаренных детей прошел конкурс научно-исследовательских работ «Дагестан в историях и легендах», посвященный 100-летию со дня рождения известного краеведа, народного учителя СССР Булача Гаджиева. Конкурс проводился среди учащихся всех районов республики и прошел в 3 этапа: муниципальный, заочный и очный. В очный этап жюри конкурса пропустило 22 работы, из которых были определены 1 победитель и 6 призеров. Победителям и призерам конкурса и их наставникам были вручены грамоты.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

426