Отверженный
Ибрагим Ибрагимов
Впервые пришел Запир в школу, подготовившись ко всем урокам. «Лентяй», «бездельник», «дикарь», «тупица», «озорник» – эти слова прилипли к нему словно репей. Ни в школе , ни дома не услышишь о нем доброго слова. «Не эта ли беда? – думал он. – Пусть еще мал, но у меня тоже есть гордость. Из-за какой-то учебы считают чуть ли не сумасшедшим. И разве я бездельник?! А кто пасет баранов? Кто дрова всегда колет? Двор убирает? На ишаке-хромоножке дров из леса привозит? О том, сколько сена каждый год запасаю на зиму, даже упоминать не хочу. Сколько приходится работать! А доброго слова и от родителей не дождешься. Вечно чем-то недовольны, ворчат. Особенно – мама. Видите ли, ей нужен образованный сынишка. Ну что ж, попробую. Не зря ведь так хорошо подготовился, с книжкой в обнимку заснул...»
Урок грамматики. Учительница со строгим лицом и с большой багровой бородавкой на кончике крупного носа ходила по рядам и, как обычно, проверяла домашнее задание. И вот она задержалась рядом с Запиром, сомнительно улыбнулась и почесала указа-тельным пальцем за ухом.
– Ну, что у тебя?
– Я выполнил задание, – сказал с волнением Запир, вставая со стула.
– Сам сделал? Так аккуратно, и ни одной ошибки!
– Я постарался.
– Да?! Что-то почерк, мне кажется, не совсем похож. Может, кто помог? Нет?
– Нет, я сам, – поторопился с ответом Запир.
– Ой, Запирчик, опять обманываешь. Ну, зачем? Ведь я знаю, я даже уверена, что за тебя кто-то поработал. И даже не краснеешь!
Учительница, подняв развернутую тетрадь Запира, показала ее другим ученикам.
– Ну, что вы скажете? Посмотрите, дети!
Ребята только этого и ждали. Любят они видеть кого-либо, хоть и своего товарища, козлом отпущения. С той и другой стороны удивленные физиономии потянулись к Запиркиной тетради. Заулыбались, захихикали.
– Я знаю, чья эта работа! – вдруг выкрикнул Омар, отличник, сидевший прямо за спиной Запира. – Это ему старшая сестра услужила.
– Врешь! – обернулся к нему Запир и, чуть было, не пустил в ход кулаки. В классе нельзя, но он ему еще отплатит за такую клевету.
– Успокойся, – как обычно тихо, но с ехидством сказала учительница, возвращая тетрадь. – Нет, такую работу я не смогу похвалить. На чужом горбу далеко не уедешь!
История – очередной урок. Запир еще держался: надо их тоже понимать, все-таки он впервые по-настоящему подготовился к урокам. Опережая сверстников, его рука потянулась верх. Однако учитель истории, лысый, в квадратных очках, никак не хотел замечать его поднятой руки. Запир подумал, что он это нарочно. Почти весь урок прошел в беседе с другими, только лишь под конец учитель устремил свой взгляд на Запира.
– Ну-ка, Запир, какие события произошли в 13 веке во Франции?
– В 13 веке? – вопросом на вопрос ответил Запир.
– Да, да, именно в этот период.
– Но нам не это было задано...
– Как не это?! Не прошло и двух недель, как мы рассказывали о Франции. Не зная прошлого, невозможно знать настоящего.
– Я не помню, – признался Запир.
– Ничего удивительного, и тогда ты не знал. А еще руку тянешь! Пора тебе серьезно за учебу взяться! Приходится опять двойку ставить!
Урок математики с корнями уничтожил все хорошее, что было задумано Запиром накануне. Молодой, пыщащий здоровьем учитель тщательно проверил решение функции с одним неизвестным. Казалось, он не имел ни малейшего желания отойти от Запира, не обнаружив какую-либо погрешность. Все же, не находя таковой, ему пришлось даже похвалить Запира.
– Молодец! Я и не сомневался в твоих способностях в математике. Что и требовалось доказать!
Окрыленный неожиданной похвалой, Запир скромно опустил глаза. В мыслях же было что сказать, как он помаялся над решением этих функций с одним и тем же вечно неизвестным иксом.
Учитель математики вновь заговорил:
– Запир делает успехи. Это хорошо, даже наш отличник Омар допустил одну ошибку.
– Это потому , что ему сестра помогала, – опять послышался голос сзади.
«Нет, это уж слишком, – злобно поскрипел зубами Запир. – Придется его проучить, не позволю ему больше ябедничать. Подлизало!»
– Что я слышу? Это правда? – засомневался учитель.
Лицо Запира сделалось лиловым.
– Нет, я сам решил: два часа не отходил от тетради, исписал не один черновик. Это почему мне не должны верить?
– Не волнуйся, Запир, я тебе верю. Чтобы рассеять сомнения твоих друзей, тебе придется поработать у доски. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
И вот Запир у доски. Новый пример математической функции требовал от Запира удвоенных усилий: требовалось доказать не только математически, но и морально, чтобы такие, как Омар, знали, что и он, Запир, не лыком шит.
Пыхтит Запир у доски, пишет, вытирает, вновь записывает и вновь вытирает. Мысли, словно муравейник, всполошились. Да, работа у доски не то, что дома, у себя за столом. Там дело другое: никто тебе не мешает, не отвлекает, тишина, спокойствие, да и нужная мысль как-то сама собой является. Самое главное, никто тебе время не ограничивает. Сиди себе, строчи сколько душе угодно. А тут? Умора настоящая! Точно над душой стоят. Спиной чувствуешь, как дюжина глаз сверлят тебя. Вот тут и думай, и решай, и подбирай нужные цифры для неизвестно-го икса, если, конечно, сумеешь. Какая эта может быть работа, когда, за спиной многие твои друзья ухмыляются, да еще кто-то, подобно Омару, откровенным ехидством пускает «шпильки». Нет, это невозможно!
Одним словом, Запир не справился...
Прозвенел звонок. Дети поторопились в свои классы, опережая друг друга и толкаясь, как будто кто-то занимал их давно закрепленные места.
Стол Запира выглядел осиротевшим.
Небрежно закинув ранец за спину, Запир уже маршировал по мощеной улице в неизвестном направлении. «Все это бесполезная затея, – думал он. Ничего у меня не получится. Не выйдет из меня, как говорит отец, ученый человек. Ну и пусть, не ученым, так кем-то другим все равно стану. Правда, и сегодня мне достанется от матери, если заглянет в дневник. Поднимет такой крик – настоящая война! Лучше бы она меня драла как угодно и чем угодно, чем этот шум... Омару, конечно, нет прощенья. Бить буду. А говорят, вот, мол, отличник, хороший мальчик, вот с кого нужно нам пример брать. Видал, какой он пример подает...»
– Эй, куда ты? – окликнул его босоногий соседский мальчонка.
– Домой. А куда мне еще?
– Уроки уже закончились?
– У меня – да.
– Меня тоже ни за что вытурили. Слушай, а зачем нам домой ходить? Пойдем со мной, я знаю интересное место.
– Это куда же?
– Да на ту скалистую гору.
– А что там я не видел?
– Как что? Там ребята вчера орлиное гнездо нашли. И орлята из гнезда выглядывали, но никто не смог на скалу вскарабкаться.
– Подумаешь, это проще простого.
– Ну, так идем?
– Идем, посмотрим, что за орлиное гнездо...
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.