Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

06.09.2018 16:30 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 23.08.2018 г.

В атмосфере добра и любви

Автор: И.П. Пашук
директор МБОУ «Гимназия № 4», г. Махачкала

Инклюзивное образование – путь к интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Степень цивилизованности общества зависит от его доброго отношения к людям с ограниченными возможностями.

Ратификация в 2012 году Россией Конвенции ООН о правах инвалидов (2006), Закон «Об образовании в РФ» от 21декабря 2012 года обеспечивают реализацию прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование и обучение в течение всей жизни человека на законодательном уровне. В основе инклюзивного обучения лежит идея «включающего общества», которое не вытесняет, а наоборот, старается изменить жизненные условия и социальные права так, чтобы все люди имели равные права и жили все вместе. Для этого необходима полноценная доступная среда как в классах, так и в столовой, спортивном зале, школьном дворе.

Цель государственной программы «Доступная среда», стартовавшей в нашей стране в 2011 году, – создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни.

Первые шаги в создании такой среды сделал педагогический коллектив гимназии № 4 ещё в 2008 году, когда на базе нашей школы по инициативе детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» при поддержке Министерства образования и науки РД, Правительства РД был открыт первый специализированный (коррекционный) класс для детей с ДЦП. Сейчас у нас функционирует 7 специализированных классов, в которых обучается 51 ученик. Кроме этого, 6 учащихся, ранее обучающихся в специализированных классах, сейчас переведены в общеобразовательные классы (5-9 классы). В настоящее время в 1 специализированный класс на новый учебный год подано 8 заявлений с диагнозом ДЦП.

В школе разработаны коррекционно-образовательные маршруты, где каждому ребёнку индивидуально рекомендованы учебные занятия, занятия с логопедом, психологом, занятия ритмикой и лечебной физкультурой. То есть каждый ученик вовлечён в процесс с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям. При этом, что самое важное, не ребёнок подстраивается к программе, а программа адаптируется к ребёнку. Получается, что мы уже много лет реализуем основные принципы ФГОС для детей с ОВЗ, который введён с 1 сентября 2016 года.

Накоплен большой опыт работы с детьми с ОВЗ, создана толерантная среда, во всем чувствуется атмосфера добра, милосердия, терпимости. Все дети вовлечены в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. Проводятся мероприятия по психологическому сопровождению и адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые учитывают особенности таких детей и их потребности в обучении и социализации. Часто наши гости удивляются, что перед ними дети с ОВЗ, настолько они адаптированы к школьным условиям.

Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если окружающая среда будет абсолютно доступна для инвалида, он сможет пользоваться важными жизненными благами наравне со всеми.

В рамках реализации программы «Доступная среда» в школе в течение учебного года и в летний период проведены следующие мероприятия.

1. Реконструкция путей движения внутри здания и по территории школы.

2. Санитарно-гигиенические помещения реконструированы и адаптированы к детям с ОВЗ.

3. Школа оборудована пандусами, поручнями.

4. Расширены дверные проёмы в учебных кабинетах для свободного доступа детей-инвалидов.

5. Установлены визуальные и информационные знаки, кнопки вызова.

6. Получены дополнительные инвалидные коляски и специализированная мебель.

7. Получено второе автомобильное средство «Газель» для перевозки детей-инвалидов.

8. Школа оборудована лифтом для перевозки детей-инвалидов.

Всё это создаёт оптимальные условия для обучения детей-инвалидов. Хочется выразить благодарность за сотрудничество городскому Управлению образования, администрации города, Министерству образования и науки РД, Правительству РД, а также «Общероссийскому народному фронту».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4