Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

27.06.2018 11:04 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12-13 от 25.06.2018 г.

Амри Шихсаидов: «Наука – благодатное дело»

Имя ученого – главного научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН – Амри Рзаевича Шихсаидова известно не только в Дагестане, в России, но далеко за ее пределами. В марте советский и российский востоковед, историк, арабист, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан, лауреат премий Правительства РФ отметил свой 90-летний юбилей!

Профессор А. М. Шихсаидов поддерживает научные связи с деятелями науки многих стран мира. Он является членом Европейского Союза арабистов и исламоведов (Брюссель), членом редакционного совета, издающегося в Англии журнала «Центрально-азиатское обозрение». А.Р. Шихсаидов – обладатель гранта Международного центра ИНТАС – готовит к изданию книги по исламской культуре в России и Центральной Азии совместно с учеными Санкт-Петербурга, Франции, Германии, Англии, Татарстана, Башкортостана, Узбекистана.

А.Р. Шихсаидов – автор более 400 изданных научных работ, в том числе более 35 крупных монографий. Он потомок видных сынов Дагестана: Мухаммеда Ярагского – идейного вождя освободительной борьбы народов Кавказа, Гасана-эфенди Алкадари – известного деятеля просвещения, ученого, поэта.

– Амри Рзаевич, поздравляем Вас со столь почтенным юбилеем! Поделитесь с нами секретом Вашего долголетия?

– Секрета никакого нет! Это, прежде всего, моя семья, работа и, конечно же, верные и несравненные друзья.

– Расскажите о своих родителях.

– Я родился 20 марта 1928 года в Дербенте в интеллигентной семье. Отец, Рза Саидович Шихсаидов, в 1911 окончил с золотой медалью Первую Тифлисскую мужскую гимназию, в 1916 году Императорскую Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. Он был первым наркомом Дагестана. К сожалению, я отца не помню. Он погиб на фронте в возрасте 37 лет. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени. Мать – Ханум Шихсаидова – работала медсестрой и была награждена орденом «Знак Почета»! У меня было два старших брата – Аскер, который героически погиб при защите Ростова, и Атем, героически погибший при защите Краснодара. Моих близких унесла война, но благодаря им я остался жить... Мы остались жить вдвоем с матерью: она меня очень оберегала, сами понимаете...

– У Вас, наверное, есть и светлые воспоминания детства?

– Конечно, и их немало! Детство свое я провел в Касумкенте. Помню, мне было шесть лет: вижу, как по нашей улице друзья мои с книгами и чернильницами бегут в школу. Я, не долго думая, схватил сумку и отправился вместе с ними. Правда, проучился в школе я всего один день. Пришел какой-то мужчина и спрашивает: «Кто здесь Шихсаидов, встань и выйди, ты рано пришел!» На следующий год, как положено, в возрасте 7-ми лет, я пошел в первый класс. Учился хорошо, только вот до 4-го класса русским языком абсолютно не владел. Помню, в 5 классе «Песнь о вещем Олеге» я вызубрил наизусть! К 9 классу, благодаря замечательной учительнице Татьяне Тимофеевне, которая, кстати, была всего на пару лет старше нас, я прекрасно овладел русским языком. За успехи в знании языка меня взяли на работу секретарем народного суда и секретарем в народном судебном заседании. Так, будучи учеником, я после занятий еще и работал, помогал матери.

– Амри Рзаевич, Вы работали в судебной сфере, а в итоге решили стать востоковедом? Почему?

– Во-первых, у меня был огромный интерес к Востоку. Во-вторых, мой дядя Али Гасанов, кстати, отец Готфрида и Генриха Гасановых, окончил восточный факультет Ленинградского университета. Вот и я в 1946 году отправился в Ленинград. Очень хорошо помню день экзамена: конкурс был огромный, народу – тьма, писать контрольную работу в аудиторию запустили человек сто. Моим соседом по парте оказался Анас Хамидов, позже выдающийся востоковед и мой лучший друг. На следующий день увидел свою фамилию в списке поступивших, так я стал студентом лучшего вуза страны. И здесь, на берегу Невы, в здании Двенадцати коллегий, построенном в 1722 году по распоряжению Петра I, я окунулся в загадочный и удивительнейший мир Востока.

Мы не только учились, но и культурно просвещались. Местком нам давал бесплатные билеты в Мариинский театр, в консерваторию... На втором курсе мы попали в консерваторию, на открытие сезона. Первым сезон открывал концерт Чайковского, а вторым – концерт фортепиано с оркестром Готфрида Гасанова. Меня эмоции так захлестнули, что я написал письмо композитору, который мне являлся двоюродным дядей по материнской линии.

...Не могу не сказать несколько слов о нашем курсе: наша группа из 12-ти человек была самой лучшей, 8 выпускников стали докторами наук, 2 – кандидатами, 1 – директором знаменитой ленинградской школы, 1 – известный востоковед без звания – Р. Шарафутдинова. Вот такой выпуск был в 1951 году! В 1981 году исполнилось 32 года со дня окончания университета, и я в честь такого события всех моих одногруппников пригласил в Махачкалу. Приехали 24 человека с семьями. Это был слет трех поколений. Мы были в Дербенте, в Кубачах... До сих пор мы дружим, переписываемся, созваниваемся. Мои друзья живут в Берлине, в Израиле, на Урале, в Ленинграде, в США.

– Мы знаем, что после окончания вуза Вы некоторое время работали в школе…

– Да, четыре года я работал учителем истории в одной хулиганистой школе, но, знаете, меня ученики слушались, потому что я "возился" с ними. Однажды ...показал им город на Неве. Вспоминаю, как поехал в Ленинград с группой из 22 человек. Конечно, с моей стороны это было несерьезно. По приезду в город отправился в обком комсомола: они за голову хватаются, мол, кто так делает, заявку месяцами вперед подают. В итоге нас устроили в Озерках. Я ребятам показал Мариинку, сводил их в Эрмитаж, в Лениградский государственный университет (на свой восточный факультет). Славная получилась экскурсия! Через 4 года я перешел работать в институт, и мои ученики провожали меня на новое место работы. Многие из них стали учеными, инженерами, врачами.

– Почему Вы перешли в институт?

– Именно здесь я мог заниматься историей Дагестана! После университета приехал в Дагестан, здесь работала группа местных востоковедов ( руководил ею М.-С. Саидов), к которой я примкнул. Мы стали заниматься сбором рукописей и ездить по районам Дагестана. Вот уже на протяжении почти 65 лет работаю в Институте истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР (ныне Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН) научным сотрудником, затем ученым секретарем, а с 1973–1998 года руководителем Отдела восточных рукописей Института, сейчас я являюсь главным научным сотрудником...

Нам удалось открыть сотни книжных коллекций, насчитывающих тысячи рукописей и документов по истории Дагестана, сотни памятников средневековой арабской эпиграфики. Силами среднего и старшего поколения востоковедов был создан арабский рукописный фонд, в котором сейчас насчитывается более 3500 рукописей, древнейшие из которых относятся к XI–XV вв. В 2001 году на основе изучения этого богатейшего культурного наследия увидела свет фундаментальная монография «Арабская рукописная книга в Дагестане». Многочисленные памятники арабской эпиграфики, собранные мною в различных районах Дагестана, легли в основу монографий «Эпиграфические памятники Дагестана X–XVII вв. как исторический источник», «Надписи рассказывают» и многочисленных статей.

– Амри Рзаевич, можно подробнее остановиться на изданиях, хранящихся в рукописном фонде?

– Рукописное наследие фонда можно разделить на три группы. Первая группа – это арабские рукописи, рукописные сочинения, созданные за пределами Дагестана, в странах Ближнего и Среднего Востока. Старейшая рукопись нашего фонда датирована 510/1117 г. – это знаменитый толковый словарь арабского языка ас-Сихах («Достоверный»), составленный выдающимся лексиографом средневековья Абу Насром Исмаилом ал-Джаухари. Текст переписан в Багдаде Али б. Абдалджалилом б. Али б. Мухаммадом. Вторая – наиболее многочисленная – копии, имевших широкое хождение в мусульманском мире книг, выполненных местными переписчиками (катибами). Старейшая из них датируется 689/1290 г. – это также толковый словарь арабского языка ал-Гарибайн Абу Убайда Ахмада б. Мухаммада из Герата, переписанный Мухаммадом, сыном Хасана. Третья – это оригинальные сочинения, созданные в Дагестане дагестанскими авторами, в процессе творческого усвоения памятников письменной культуры, созданных народами Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья. Исследования последних лет показывают, что дагестанские авторы обратились к историческому жанру, наиболее ранние образцы которого на дагестанской почве относятся к X в.: «История Ширвана из Дербента», «Дербент-наме», «Ахты-наме», «История Герей-хана», «История происхождения рода уцмиев и кайтагских беков», «Краткое резюме о деяниях Шамиля» и другие – это неполный перечень исторических сочинений X – нач. XX в. Другие жанры литературы были представлены в XI–XVI вв. трактатами дагестанского происхождения, но развивались они, судя по дошедшим до нас экземплярам, медленнее. Ценнейшая из этих рукописей – это не ставший еще достоянием науки суфийский трактат Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик («Базилик истин и сад тонкостей») жителя Дербента Абу Бакра Мухаммада, сына Муссы ад-Дербенти. Он составлен а 492/1098-99 г., сама же рукопись датирована 743/1342-43 г. Книга дает яркое представление об идеологической, социальной, культурной жизни Дагестана.

– Что еще в этих рукописях зафиксировано?

– Кораны. У нас есть Коран из 70-ти листов, переписанный в 1009 году, но он не самый древний. Самый древний, датированный ХI веком, наша экспедиция нашла в одном даргинском селении и точка...

– Почему "точка"?

– В последнее время участился вывоз священных книг за границу: это стало своего рода бизнесом. Мне рассказали, что видели, как в Эмиратах один дагестанец продал книгу за бесценок. Тот, кто ее купил, перепродал за баснословную цену. К сожалению, те, кто занимаются подобным бизнесом, зачастую не имеют ни малейшего представления о ценности этих ветхих книг. Как я уже сказал, в нашем рукописном фонде много старинных книг. Иногда эти книги приносят их владельцы, чтобы нам продать и выручить какую-нибудь сумму за них, некоторые нам дарят, но мы не можем просто так принять такой подарок. Дело в том, что издания, представляющие собой историческую ценность, для начала надо предложить государству, а потом на специальной комиссии определить точную стоимость книги. Помню, одна девушка пришла к нам с Кораном XV века, название глав в котором были написаны золотыми буквами. Она пришла к нам узнать стоимость книги, я ей объяснил, что мы не имеем права вот так с ходу называть цену книги, но намекнул ей, что она невеста с богатым приданым.

– Удивительно, как много ценных изданий в Дагестане…

– В свое время был удивлен, когда в старой сельской библиотеке наша экспедиция нашла 10 толковых словарей арабского языка «Корона языка и достоверной книги по арабскому языку», переписанных в XV веке! Также нами было найдено 40 сочинений по суфизму исламского богослова Абу Хамида аль-Газали, 35 из которых были переписаны в Дагестане. Дело в том, что в XV веке Арабский халифат развалился, и книги из Багдада, где в то время училось большое количество дагестанцев-переписчиков, перестали поступать. В это время молниеносно возросло количество переписчиков в Дагестане! Мною лично было найдено 10 книг, переписанных одним кубачинцем-профессиональным переписчиком, который занимался своим ремеслом на протяжении 35 лет. Работа по созданию копий наиболее популярных трактатов и учебников была сосредоточена во многих населенных пунктах Дагестана, например, в Акуше, Ашты, Дусраке, Мискинджи, Ихреке, Кумухе, Короде, Ободе, Согратле, Усиша, Хунзахе и др. Кстате, Зерехгеран располагал в середине XV–XVI вв. не просто переписчиками, а переписчиками-профессионалами, специализировавшимися в основном на переписке суфийских трактатов и толковых словарей арабского языка.

– Где же все эти издания хранились?

– В сельских и мечетских библиотеках, в частных коллекциях. Огромная благодарность всем тем, кто сумел сохранить эти редкостные и ценные издания. Они прятали книги, переносили их с места на место, но сохранили! Среди печатных книг есть литографические издания, выполненные в начале XX века, в основном в Темир-Хан-Шуре... Поиски частных и мечетских коллекций рукописей превзошли все ожидания. Зафиксировано более 300 книжных собраний. Перечень этот предварительный, он охватывает лишь четверть районов республики. Мировая практика не знает подобного рода «плотности» очагов книжной культуры, такого почти повсеместного интереса к книге, образованию, когда речь идет о регионах мусульманского мира с неарабским населением.

– Амри Рзаевич, Вы уже более 60-ти лет сочетаете научно-исследовательскую работу с учебно-педагогической деятельностью, даже сейчас работаете на родном факультете. Как Вам это удается?

– Люблю свой факультет, люблю студентов, благодаря им я не старею. На историческом факультете и факультете востоковедения читаю лекции по истории Дагестана, мною разработан ряд спецкурсов: «Ислам в средневековом Дагестане», «Теория и практика археографических исследований», «Арабская рукописная книга в Дагестане», «Арабские источники по истории Дагестана». С удовольствием организую археографические экскурсии в районы Дагестана, привлекаю студентов-востоковедов к работе по выявлению и изучению рукописного наследия дагестанских народов, руковожу работой аспирантов и соискателей (среди моих аспирантов и специалисты из Иордании, Египта). Мне работа только в радость!

– Что бы Вы пожелали молодым ученым-востоковедам?

– Широты кругозора, желаю "врасти" в науку, потому что востоковедение – интереснейшее дело. И особенно оно интересно для Дагестана. Пусть не обижаются московские, ленинградские, берлинские и прочие арабисты, ведь для них эти рукописи – это история других народов, а для нас – наша, родная. Я искренне хочу, чтобы молодежь побольше занималась наукой, пропагандировала ее, потому что это благородное дело.

                                                                                                        Беседовала А. Азизова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

128