Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 25.04.2018 г.

Дело всей жизни

Автор: А. Магомедов
член Союза журналистов РФ

Виктора Васильевича Полунина, преподавателя русского языка и литературы, хорошо знают в Избербаше и других городах и районах республики. Сейчас он на заслуженном отдыхе и преподавательской деятельностью не занимается, тем не менее его опыт заслуживает того, чтобы его изучали и применяли в своей работе молодые учителя. А опыт он приобрел в школах Сергокалинского района и в Избербашском педагогическом колледже, много лет обучая учащихся русскому языку и литературе.

Педагогом Виктор Васильевич стал, окончив Сергокалинское педагогическое училище, после которого работал в районном центре пионервожатым, учителем начальных классов. После окончания Дагестанского университета в 1966 году преподавал в старших классах, затем переехал в Избербаш и начал работу в Избербашском педагогическом училище.

С тех пор обучение и воспитание подрастающего поколения стало делом всей его жизни. Это помогло Виктору Васильевичу проявить себя не только одарённым учителем, но и хорошим воспитателем, методистом, а также способным литератором. Уважая в каждом ученике личность, он старался формировать в нем гражданское самосознание, воспитать доброту, пробудить интерес и жажду к знаниям. Такие задачи педагог ставил перед собой, а их решению способствовала его активная общественная деятельность. На протяжении нескольких лет В. В. Полунин руководил методическим объединением учителей-словесников, был заведующим кабинетом русского языка и литературы колледжа.

Виктор Васильевич часто давал открытые уроки для молодых преподавателей, учащихся-практикантов, активно выступал по вопросам методики на заседаниях предметно-цикловой комиссии, педагогических советах, публиковал статьи об опыте работы своих коллег – учителей начальной школы М. Софроновой, Л. Востриковой, В. Белецкой, Л. Веприцкой и других. Проводя уроки развития речи, учитель старался выявить литературные способности, читательские интересы каждого ученика, а учащихся, пишущих стихи, вовлекал в литературный кружок «Инициатива».

Очень ценны составленные В.В. Полуниным методические рекомендации к занятиям по русскому языку. В них предусмотрен комплексный подход к обучению русскому языку учащихся-дагестанцев, к совершенствованию русской речи во всех видах речевой деятельности на основе связных текстов и работы по ним.

За годы педагогической деятельности В.В. Полунин обучил языку межнационального общения не одно поколение дагестанских детей, ставших позже учителями начальных классов. При этом главную свою задачу он видел в том, чтобы возбуждать у учащихся интерес к предмету, учить их мыслить и правильно излагать мысль. Он старался, чтобы в процессе обучения учащиеся получали не только хорошую общеобразовательную подготовку, но и прочные знания по избранной специальности.

В. Полуниным совместно с преподавателем М. Магомедовым была составлена авторская программа по русскому языку, построенная с учетом особенностей даргинского языка. В системе обучения русскому языку В. Полунин всегда находил методы и приемы, которые помогали совместить работу по грамматике и лексике, орфографии и орфоэпии. Большое место отводилось сопоставлениям фактов даргинского и русского языков, обогащению словаря учащихся, вопросам правильного интонирования, профессиональной направленности уроков русского языка.

Интересно он проводил вечера занимательной грамматики под девизом «Люби и знай русский язык», сам писал стихи, сказки, инсценировки на грамматические темы «Словесные раскопки», «Почему мы так называемся», «Как ожили названия городов», «О чем спорили части речи». Все это было подчинено воспитанию любви к русскому языку, родным местам, Родине.

«Виктор Васильевич Полунин, – отмечалось в городской газете «Наш Избербаш», – опытный преподаватель, замечательный педагог, методист, отличник народного просвещения, около полувека отдал подготовке высококвалифицированных педагогических кадров для Республики Дагестан. Сказать, что Виктор Васильевич хороший педагог, – мало. Он всесторонне развитый, талантливый и способный педагог. Таких людей мы называем золотым фондом страны».

Преподавание русского языка и литературы сочеталось у Виктора Васильевича с даром композитора: он создал песни, написав к стихам музыку. Но самое удивительное то, что он, русский мальчишка, в детстве, живя среди даргинцев в селении Аямахи Сергокалинского района, забыл русский язык и освоил его, уже когда учился в Сергокалинской семилетней школе.

В годы Великой Отечественной войны вместе с матерью он оказался в Дагестане, куда она привезла его из Ставрополья в поисках лучшей доли. С пяти лет живя среди даргинцев, Виктор познал их язык и культуру, проникся духом и логикой их мышления, что повлияло в дальнейшем на его творчество.

Даргинский язык Виктору Васильевичу настолько близок, что отдельные звуки языка стали складываться в мелодии, и учитель начал писать национальную музыку. У него есть сборник даргинских песен «Зайбухъен дарган далай» («Песня даргинская, звени»).

Росту мастерства В.В. Полунина способствовало и активное сотрудничество с Даргинским государственным музыкально-драматическим театром имени О. Батырая, для которого он перевёл с даргинского на русский язык пьесы ряда авторов.

Эти и другие переводы он поместил в сборники «Озарение души» и «Звуки свирели», которые были выпущены в Ростове-на-Дону и Махачкале. В них вошли и его собственные стихи. А книга В. Полунина «Воспламениться любовью к Родине» является настоящим пособием по патриотическому воспитанию молодёжи.

Деятельность В.В. Полунина по подготовке высококвалифицированных учителей для школ Республики Дагестан и укреплению дружбы между народами отмечена медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», званиями заслуженного учителя РД, отличника народного просвещения РФ и почётными грамотами.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3