Детская застенчивость
Застенчивость – особенность, характерная как для детей, так и для взрослых. Застенчивым детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность. Им важно, как они выглядят в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают.
Застенчивость может оказывать самые разнообразные воздействия – от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми, тяжелых неврозов и даже суицида.
Одной из причин возникновения застенчивости может быть заниженная самооценка или неуверенность в себе. Ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.
Последствия застенчивости могут быть удручающими: отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга знакомых; невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права; боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза и т.д.
Осознание своей застенчивости не только не помогает ребенку, а, наоборот, мешает ее преодолеть. Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения вызывает еще большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением.
Как правило, застенчивые дети – это дети из семей с высокой моральной ответственностью. И для этих детей самое страшное ошибиться или кого-то подвести. Задача учителя – научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Застенчивые дети есть в каждом классе. Необходимо обратить внимание на тех детей, которые:
- пишут мелким почерком;
- говорят очень тихо;
- редко поднимают руку, чтобы ответить;
- начинают отвечать, но быстро теряются и забывают ответ;
- краснеют, заикаются, грызут ручки;
- плохо реагируют на громкий голос, строгие замечания учителя – могут расплакаться, перестать говорить;
- тяжело переживают насмешки одноклассников, критику в свой адрес.
Рекомендации по работе с застенчивым ребенком.
• Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
• Включать в общественные посильные дела.
• Хвалить самостоятельность.
• Стимулировать личную ответственность.
• Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Ребенок должен понимать Ваше отношениек нему.
• Не допускать стрессовых ситуаций. Если ребенок сильно расстроен, можно на время освободить его от работы – дать время успокоиться.
• Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
• По мере возможностей создавать ситуации, в которых ребенок смог бы себя проявить, завоевать уважение сверстников, одноклассников.
Как научить отвечать с места застенчивого ребенка?
• Включать в работу тогда, когда в классе отвечают все дети.
• Можно дать заранее тот материал, который Вы спросите на следующем уроке.
• Можно предупредить заранее ребенка, что Вы его спросите.
• Хвалите его даже за простой, односложный ответ.
Как такого ребенка заставить отвечать у доски?
Это нужно делать постепенно. Для начала можно использовать письменные задания. Можно начать с индивидуального опроса: оставьте после урока и спросите у него изученный материал. Затем можно начать спрашивать ребенка с места, даже не вставая из-за парты. Потом с места, но уже стоя. Наконец, Вы вызываете ребенка к доске. Пусть сначала отвечают несколько человек одновременно и среди них застенчивый ребенок. Потом уже спрашивать индивидуально. При этом и словом, и взглядом поддерживать ребенка. Не забудьте его похвалить!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.