Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

27.12.2018 11:59 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23-24 от 27.12.2018 г.

В пятерке лучших колледжей Дагестана

Колледж– это первая ступень, первый выбор, который дети делают самостоятельно. С этого места начитается узенькая тропинка, которая при желании станет широкой дорогой…

По широкой аллее, аккуратно уложенной плиткой, мы прошли к учебному корпусу Республиканского сельскохозяйственного колледжа им. Ш. И. Шихсаидова. В нашем поле зрения огромное футбольное поле, ухоженные деревья и кустарники, комбайны, мастерские и кованные скамейки (сделанные студентами-выпускниками в качестве дипломной работы).

Благодаря чуткому и предприимчивому директору Рашиду Саидовичу Аташеву учреждение входит в 5-ку лучших колледжей Дагестана и в сотню лучших колледжей России!

– Рашид Саидович, что из себя представляет сельскохозяйственный колледж на сегодняшний день? Какие изменения произошли с того времени как Вы стали директором? С какими трудностями приходится сталкиваться?

– Начнём с того, что в 2013 году, когда постановлением правительства Дагестана пошёл процесс оптимизации учебных заведений среднего профессионального образования, началось слияние учреждений начального профессионального образования со средним профессиональным образованием: училища, техникумы и тд. Так учреждения стали называться колледжами, а это уже совершенно другой уровень. На начальном этапе процесса преобразования, меня назначили директором колледжа. Когда я пришел сюда, здесь были «ничто» и «никак», а столовая и общежитие не функционировали вообще. О техническом оснащении и речи быть не могло. Мы, можно сказать, начинали с нуля.

Пришлось реанимировать внебюджетную деятельность. Ни для кого не секрет, что государство скудно финансирует нас, а материально-техническая база почти во всех колледжах на том этапе не соответствовала даже стандартам.

Я создал ресурсный центр по подготовке и переподготовке кадров для агропромышленного комплекса республики. Закупили большой машинно-тракторный парк, обновили учебно-производственное оборудование, мебель, установили современную отопительную систему, организовали два этажа под общежитие на 300 мест, также была заново построена столовая на 300 мест.

– Каков принцип заселения студентов в общежитие?

– В общежитии у нас живут дети из высокогорных сел, как правило, это дети из социально незащищенных семей. Плату за общежитие мы не берем. За счёт внебюджетных средств 80 студентов в столовой питаются бесплатно. В их число входят сироты, полусироты и дети из социально незащищенных семей. Пока их 80, но с зачислением первокурсников мы обновляем этот список.

– Какие новшества в образовательном процессе практикуете?

– Здесь и невозможно по-другому. Мы подключены к Электронной библиотечной системе, то есть учитель задает задание, ребёнок приходит в кабинет для самостоятельной работы, подключается, скачивает, конспектирует и т.д. Книги у нас раздают только во время занятия. Я всегда делаю большой акцент на применение медиатехнологий, каждый кабинет оснащен проектором и интерактивной доской.

Сейчас мы реализуем специальности по топам – топ 50: наиболее востребованные 50 профессий и специальностей, которые определило государство и они соответствуют международным новым стандартам. Востребован теоретический материал практического значения: студенты садятся за компьютеры и собирают из деталей нужный механизм. Интерактивные уроки осуществляются по двум направлениям: эксплуатация сельхозмашин оборудования и мастер по ремонту автомобилей. Сейчас поколение с клиповым мозаичным мышлением – пока не увидят, не поймут.

Мы применяем информационные технологии в составлении учебных планов, в тарификации расписания, в управлении образовательным процессом и в самом образовательном процессе. Мы имеем лицензию на проведение курсов повышения квалификации, недавно наши преподаватели прошли информационно-коммуникативные технологии преподавания учебных дисциплин. Старое поколение с удовольствием обучались презентациям.

– Рашид Саидович, каково соотношение теории и практики?

– Наши студенты почти не сидят за партами: преподаватель объяснил и ученики сразу идут к оборудованию. 60 % практики, 40 % теории. Даже кабинеты наши условно поделены: на одной половине стоят парты со стульями, на другой – детали, машины, двигатели, механизмы…

– В каких конкурсах и проектах участвуют студенты колледжа?

– Вот уже 3 года как Дагестан участвует в международном движении «Ворлдскилс», но мы и до этого участвовали, когда конкурс проходил на уровне Северо-кавказского федерального округа в Северной Осетии (Алании. Наш студент взял первое место в номинации «эксплуатация сельхозмашин и оборудования» и привез золотую медаль. Конечно, у нас нет компьютеризованного комбайна, который должен быть: в Дагестане его ни у кого нет, но наш участник вместе с руководителем поехали пораньше и сориентировались на месте.

Преимущество наших ребят в том, что у них хорошая практика. Почти у каждого из них на подворье есть трактора, они помогают отцам на посевной и уборочной работах.

Слабая сторона нашего учебного процесса, что у нас нет тех машин, которые сегодня требуют международные стандарты. Тем не менее, нам это не мешает 3 года вести командное первенство на региональном чемпионате. В номинации «повар» мы получили золотую медаль, в номинациях «легковые автомобили», «сварочные технологии», «эксплуатация сельхозмашин оборудования» занимали первые места. Мы подтвердили свои победы на уровне Северо-кавказского федерального округа, на всероссийском отборочном матче в Ульяновске, на конкурсе «Молодые профессионалы». В прошлом году в г. Краснодаре был национальный чемпионат, наши ребята вошли в лучшую пятёрку.

– Скажите, пожалуйста, каких специалистов готовит колледж? Только ли для сельского хозяйства?

– У нас 6 специальностей и 12 профессий: автомеханик, сварщик, мастер по ремонту автомобилей, мастер сельхозпроизводства, тракторист-машинист сельского хозяйства, пожарный, повар-кондитер. Специальности: земельно-имущественные отношения, механизация сельского хозяйства, экономика и бухгалтерский учёт, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Среднее специальное образование делится на 2 уровня: программа подготовки специалистов среднего звена – специальности и программа подготовки специалистов рабочих, служащих – это профессии. В системе среднего профессионального образования ежемесячно происходят изменения, Султанат Гилаловна Гусейнова, замдиректора по учебной работе ездит на курсы повышения квалификации по работе с новыми стандартами, по составлению учебных планов, рабочих программ.

Сейчас идёт актуализация стандартов. Обновление идёт за счёт того, что в наши модули входят задания международных стандартов, т.е. выпускники получают диплом евростандарта, который позволяет им работать за границей.

– Какова связь колледжа с рынком труда, с предприятиями? Где и как студенты проходят практику?

– Мы заключаем договоры с организациями, куда наши дети идут на практику. Конечно, находят места для практик и мастера по обработке информации, и повара, а мастера сельхозпроизводства идут к фермерам. На нас сейчас стали выходить ставропольские фермеры, у нас были ребята, которые приезжали к нам учиться из Ставрополя и уезжали туда на практику. Они зарабатывали по 400-500 тысяч на посевной и уборочной кампаниях. Еще у нас имеется своё учебное хозяйство – 90 га земли. Там студенты сеют, пашут, обучаются. В учебном хозяйстве у нас есть пруды по разведению рыб, коровник, плодоносящий сад на 5 га.

– Расскажите вкратце о педагогическом коллективе.

– Педагогический коллектив на 60 % состоит из взрослых мастеров обучения. Они дисциплинированные, ответственные, исполнительные, любят детей.

Нужно отметить, что наши педагоги очень хорошо работают с семьями, они знают каждого ребёнка, кто и как воспитывается; часто организовывают благотворительные акции с привлечением работников рынка. Есть такие предприниматели, которые сами проявляют инициативу для материальной поддержки студентов из малообеспеченных семей.

– Куда уходят выпускники по окончании колледжа?

– Обычно выпускники уходят в институты или устраиваются на работу. Некоторые уходят в армию. Сварщики, как правило, уходят работать на заводы, автомеханики открывают свои мастерские.

– Бывают ли дни открытых дверей? Как привлекаете абитуриентов?

– Дни открытых дверей у нас начинаются в апреле, мы на наших автобусах привозим выпускников всех школ районов для экскурсии, ознакомления.

– Какие задачи как директора колледжа стоят перед Вами?

– Обновлять учебно-производственное оборудование, идти в ногу со временем, с новыми стандартами. Наша большая мечта – чтобы нам дали много земель, где можно пахать, сеять и реализовывать.

– Рашид Саидович, проводится ли демонстрационный экзамен в колледже?

– Демонстрационный экзамен будет проходить только у тех, кто взял «топовские» стандарты. На экзамен приезжают федеральные эксперты из союза «Ворлдскилз», принимают в онлайн-режиме с трансляцией в Москву. Баллы по этим системам перерабатывают, проверяют и сообщают нам, кто получит диплом.

В следующем году мы будем проводить такой экзамен для мастеров по ремонту автомобилей.

– Жизнь студента – это не только учеба. Как обстоит дело с досугом?

– Из кружков на сегодняшний день только хореография и вокал. Мы сшили замечательные национальные костюмы, ставим танцы и выступаем на различных мероприятиях. Многие из наших ребят входят в волонтерские молодежные отряды, принимают участие в республиканских мероприятиях.

– Удачи в предстоящих нелегких делах! Спасибо за теплый прием и приятную беседу.

Беседовала К. Алибекова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9