Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

27.12.2018 11:48 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23-24 от 27.12.2018 г.

Формула моей жизни – сопротивление злу

Автор: М.Г. Сапаева
1 курс, группа Б-12, направление "Экономика и бухгалтерский учет", ГБПОУ РД «Аграрно- экономический колледж», г. Хасавюрт

В современных условиях особенно актуальной стала проблема формирования гуманной личности, ориентированной на добро, на любовь к людям. В нас, в молодых людях, чувствуется очень серьезный дефицит нравственного воспитания. Тому подтверждением являются и трагические события в Керчи. 18 октября, на второй день после Керчинских событий, как обычно в нашем колледже начался учебный день, но необычным был урок правоведения. Преподаватель правоведения П.Б. Абдулкахирова очень эмоционально, доходчиво рассказала о событиях, которые произошли в Керчи, подчеркнув, что пополнился список трагических нападений в российских учебных заведениях. В чудовищном теракте на территории Крымского полуострова, присоединенного к Российской Федерации по референдуму 2014 года, погибли десятки молодых людей. «Что же является причиной и движущей силой чудовищных преступлений?» – обратилась преподаватель к студентам. 

Проблема, поставленная преподавателем перед студентами, и рассказ о событиях в Керчи натолкнули меня на глубокие размышления о таких понятиях, как вера, любовь, ненависть, цель жизни, составляющих суть человеческой жизни. Хочется, чтобы мы, студенты, остановили свой бег по жизни и – пусть в автобусе, дома или на учебе – задумались над теми словами, которые мы употребляем всю свою жизнь, но над смыслом которых задумываемся не столь часто. Вы можете не согласиться с моим мнением, отвергнуть его или оспорить. Главное, чтобы остановились… и задумались.

Я думаю, такие размышления очень помогают жить и не впасть в житейский хаос, помогают не быть втянутыми в жерло экстремизма. Размышляя о трагедии в Керчи, пришла к выводу, что к этому привела нравственная пустота молодежи и равнодушие общества. Это трагедия показала, что государство и общество упустили то, как в нашей стране сформировался целый пласт молодых людей, которые не могут найти себя в обществе и готовы мгновенно выплеснуть свои обиды на окружающих с помощью кровавых силовых методов. В течение продолжительного времени я глубоко анализировала поступки молодежи и вероятные причины их участия в террористических актах, появилось сильное желание внести свой вклад в искоренение этого зла в обществе. Неоднократно задавала вопрос в кругу своих друзей, однокурсников: "Что же все-таки оказывает негативное влияние на нашу молодежь?" Задумалась о таких понятиях, как «нравственность» и «этика», и пришла к выводу, что источникам всего зла является агрессия – форма поведения, нацеленная на оскорбление и причинение вреда окружающим.

Причиной агрессии может стать "двойка" по предмету: например, нагрубить учителю, ударить младшего брата (если нельзя как-то по другому навредить родителям). Насмешка сокурсника в присутствии симпатичной девочки (потребность понравится этой девочке) тоже может вызвать агрессию. Есть и медицинские корни агрессии: постоянные стрессы вырабатывают избыток адреналина, который поддерживает вспыльчивость и агрессивность. Медицина плохо выявляет и диагностирует склонность к совершению преступлений и правонарушений и остается безнаказанной, когда случаются такие события с молодыми людьми (моими сверстниками), у которых много признаков психологических отклонений.

Еще одна социальная причина агрессии – прямое подстрекательство со стороны окружающих. Наказание дает нужный эффект на будущее, если его от агрессивного действия отделяет маленький промежуток времени, если это наказание достаточно неприятное, если человек твердо знает, что за конкретным его действием обязательно последует наказание. Плохо, когда грозные предостережения так и оказываются просто словами, а вероятность реального законоприменения в отношении их невелика. Я думала, что террористический акт в Керчи – это самая ужасная трагедия, произошедшая в учебном заведении, но ознакомившись с масштабами и последствиями событий Беслана, просмотрев документальный фильм «Трагедия в Беслане», считаю, что мы должны из этих событий сделать серьезные выводы, каждый из нас должен новым взглядом посмотреть на свои дела, окружение, на свои поступки. Вспомните, в Беслане в ходе террористического акта 1-3 сентября погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения. Слезы, ненависть, горе. Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней.

Общаясь со своими сверстниками, пришла к выводу, что любое проявление экстремизма в молодежной среде возникает не на пустом месте, а становится следствием объективно сложившихся факторов. Важнейшим среди них, на мой взгляд, является отсутствие внятной воспитательной работы молодежи. Воспитание молодежи на нравственных ценностях и устоях религии имеет огромное значение.

В нашем колледже преподавание гуманитарных дисциплин направлено прежде всего на воспитание толерантной личности.

Так, например, урок правоведения в школе для меня был не совсем интересным и его по-другому преподносили. То есть учитель выступал в роли передатчика информации. Урок правоведения в моем представлении – это жизненный урок, в рамках которого обучаешься установлению правового поля, в том числе и в рамках исламского права. Мой первый урок правоведения в колледже начался с разбора заповедей о том, как мы должны относится к людям, к окружающим нас, как мы должны поступать и чувствовать себя с ближними, причем независимо от того, приятны они нам или нет, дружелюбно настроены или нет. Хочу процитировать эти заповеди, которые мне запомнились на всю жизнь и изменили мое мировоззрение.

Прощать, не упрекая.

Слушать, не перебивая.

Говорить, не обвиняя.

Давать, не жалея.

Обещать, не забывая.

Отвечать, не споря.

Уступать, не претендуя.

Делать, не жалуясь.

Верить, не сомневаясь.

Непристанно молиться.

Мне кажется в мире, где искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, воспитание современной молодежи на таких моральных ценностях крайне необходимо. Это и сможет поднять уровень духовности молодежи.

Считаю, что экстремизму и терроризму необходимо дать своевременный и адекватный отпор, что в условиях многонационального Дагестана и многоконфессиональной России становится проблемой. При этом стратегической задачей образования становится формирование антитеррористической идеологии, умений и навыков обеспечения личной и общественной безопасности.

Все больше погружаясь в эту тему, у меня возникали вопросы, которые касались работы, проводимой с трудными студентами социальными службами колледжа. Меня вплотную заинтересовал вопрос, ведется ли в колледже учет таких детей? Я обратилась с этим вопросом к заместителю директора по воспитательной работе И.С. Агакеримовой. Мне показали список из сорока двух студентов, которые входят в группу риска.

Какая работа ведется со студентами группы риска, мне разъяснила психолог колледжа М.А. Сатиаджиева. Она ознакомила с данными анкеты, по которым диагностирует склонность этих студентов к различным нарушениям и возможным преступлениям.

С целью сохранения и соблюдения конституционных норм и обязанностей в колледже введен курс «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма», который призван помочь студенческой среде в выработке своеобразного «иммунитета» против идеологии и практики экстремизма и терроризма. Вместе с тем, изучая курс правоведения, утверждаюсь во мнении, что он дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача преподавателя – постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости и компромисса, что и наблюдается на уроках гуманитарных дисциплин в нашем колледже.

Мне думается, что необходимым условием поддержания мира и сохранения стабильности современного общества является также знание и строгое соблюдение законодательных актов и нормативных документов, таких как:

- Конституция РФ;

- Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму»;

- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

- интернет-ресурсы, содержащие официальную информацию об этой деятельности: официальный сайт Антитеррористического центра СНГ; «Россия-антитеррор» – национальный портал противодействию терроризма; официальный сайт Совета безопасности РФ.

Одной из наиболее острых проблем последнего времени является размещение экстремистских материалов и публикаций в международной сети Интернет. Студенты нашего учебного заведения не имеют доступ к сайтам, размещающих экстремистские материалы и публикации. Для искоренения этого зла, на мой взгляд, и практикуется в колледже методика опережающего обучения с применением интернет-ресурсов.

Возвращаясь к трагическим событиям в Керчи, хочу подчеркнуть, что этот террористический акт для нашей многонациональной республики более трагичен, так как региональная особенность по сравнению с другими субъектами РФ отличается. Если в структуре населения других субъектов приходится 15% молодежи, то на наш регион в два раза больше, около 30 %молодежи, поэтому в Республике Дагестан, по данным федерального регистра нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, действуют 74 нормативных правовых актов, регулирующих сферу отношений по профилактике экстремизма.

1. Закон Республики Дагестан от 16.01.1998 № 5 «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» (в редакции Закона Республики Дагестан от 08.10.2013 № 67).

2. Закон Республики Дагестан от 22.09.1999 №1 5 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (в редакции Закона Республики Дагестан от 09.03.2007 № 10). Настоящий закон был принят в целях недопущения ваххабитской и иной экстремисткой деятельности на территории Республики Дагестан.

Исходя из постановления Правительства РД от 25.11.2014 № 569 «Об утверждении государственной программы «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан на 2015 год», в нашем колледже совместно с молодежным центром колледжа разработана антитеррористическая программа, принимаются активные меры для повышения результативности. Профилактика экстремизма и терроризма не только задача государства, но в не меньшей степени задача и представителей гражданского общества. Думаю, что без целенаправленной и согласованной работы государства и общества, невозможно бороться с терроризмом и экстремизмом.

Считаю, что крайне важна постоянная и комплексная работа по профилактике преступности, наркомании, экстремизма, безнадзорности и правонарушений в учебных заведениях республики, избавив ее от формализма и безответственности.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1