Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

17.11.2018 17:14 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 17.11.2018 г.

Современные тенденции развития дошкольного образования

Автор: И.А. Костина, главный специалист по информационной работе Рескома профсоюза образования

В конце октября в Карабудахкентском районе состоялся Республиканский актив работников дошкольного образования – ежегодный форум методистов управлений образования районов и городов республики, а также специалистов в области дошкольного образования. «Этот форум стал уже традиционным, он проводится более 15 лет. Организация выездных мероприятий – это прекрасная возможность ознакомиться с дошкольной системой образования на местах. В республике свыше 824 ДОУ, где работает около 10 тысяч педагогов. Безусловно, хотелось бы попасть в те детские сады республики, в которых сложились интересные традиции, реализуются замечательные вариативные программы», – рассказала начальник отдела дошкольного образования Минобрнауки РД Хадижат Алиева.

О конкурсе «Воспитатель года»

Выступая на форуме, Хадижат Алиева отдельно отметила республиканский этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года», который ежегодно проводит Министерство образования и науки РД совместно с Республиканским профсоюзом работников образования и науки.

Конкурсы профессионального мастерства – это огромная школа. В этом году на заочный этап было подано 44 работы, такого количества участников не было никогда за всю историю конкурса. Впервые поступила работа от представителя частного дошкольного образовательного учреждения – воспитателя Центра развития ребёнка, детского сада «Улыбка олимпийцев».

Хочется отметить возросший уровень подготовки участников конкурса – почти все молодые, у многих небольшой стаж работы. Отрадно, что большинство территорий действительно провели муниципальные этапы, позволившие принять участие в республиканском этапе педагогу, победившему в своём муниципалитете, знакомому с условиями конкурса. Ещё на этапе ознакомления с работами участниц в рамках заочного тура жюри обратило внимание на возросший уровень подготовки конкурсанток.

После фееричного открытия, организованного коллективом и воспитанниками ЦРР «Планета детства», начались мастер-классы. Участницы демонстрировали методические приёмы, реализуемые в образовательной практике с детьми дошкольного возраста. В своих выступлениях отстаивали используемые методы и технологии воспитания, обучения и развития дошкольников. Немало было представлено ярких выступлений, хороших методических заготовок.

На базе Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи сотрудниками сектора культуры и искусства народов Дагестана в течение месяца были организованы консультации для участников при подготовке к конкурсным испытаниям. Это заметно усилило научно-методическую подготовку конкурсантов.

В этом году впервые Министерство образования и науки РД и ФГБОУВО «Дагестанский государственный педагогический университет» заключили Договор, в соответствии с которым все участники в рамках конкурса прошли повышение квалификации по программе «Профессиональное совершенствование педагога в области современной практики конкурсного движения» и получили удостоверения о прохождении курсов повышения.

Научными сотрудниками ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи с участием представителей издательства «Национальное образование» в рамках конкурса для участников и их команд поддержки была организована конференция по секциям: «Профстандарт педагога дошкольного образования», «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО», «Ребёнок и воспитатель в высокотехнологичном обществе», «Современные образовательные технологии», «Развивающая предметно-пространственная среда».


Открывая форум, Х. Алиева обозначила главные направления сферы дошкольного образования республики и пути их реализации.

В сфере дошкольного образования основной вектор роста – это обеспечение 100-процентной доступности для всех детей.

Задача по обеспечению доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет решалась на протяжении пяти лет благодаря программе «Модернизация региональных систем дошкольного образования». Из федерального бюджета были выделены денежные средства, также осуществлялось региональное софинансирование.

К сожалению, в республике очереди в образовательные учреждения для детей дошкольного возраста не удалось ликвидировать. Помимо этой проблемы появилась дополнительно ещё задача – создание ясельных групп, решение вопросов, связанных с детьми, возраст которых принято называть «три минус», сделан серьёзный акцент на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет. Вопрос находится на особом контроле Главы и Правительства республики.

На сегодняшний день численность детей дошкольного возраста (0-7 лет) в Республике Дагестан составляет 412794, из них в возрасте от 3 до 7 лет – 253987. Всего охвачено дошкольным образованием 100409 детей, из них в возрасте от 0 до 3 лет – 9152, а в возрасте от 3 до 7 – 88653. Вместе с тем в очереди на зачисление в детские сады состоит 35137 детей от 0 до 7 лет.

За последние годы республика добилась внушительных успехов в демографической политике. Естественный прирост населения продолжается, также наблюдается процесс интенсивной урбанизации. Так, в г. Махачкале с 1 января по 1 октября текущего года количество детей, состоящих в очереди, увеличилось на 814, в г. Каспийске – на 713, в г. Хасавюрте – на 870 детей, а значит, обеспечение доступности дошкольного и школьного образования в Дагестане сегодня является серьёзным вызовом. Самая сложная из поставленных Президентом задач – обеспечение местами в детских садах детей в возрасте до трёх лет. Для реализации нового майского указа внесены изменения в государственную программу РД «Развитие образования в Республике Дагестан на 2015-2025 годы», которая предусматривает создание именно таких мест, а также развитие вариативных форм дошкольного образования.

Хадижат Алиева затронула ещё одну вечную тему – развитие системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Массово в общеразвивающие группы пришли дети с ОВЗ. В обычной группе совместить основную образовательную программу и адаптированную программу нашим педагогам не под силу. К сожалению, в республике очень слабые позиции по внедрению инклюзивного образования, небогатый опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями и у педагогов.

За пять лет ФГОС встряхнул всю систему дошкольного образования. Занятия с детьми стали более насыщенными, глубокими, информативными. Дошкольные образовательные организации перестали быть просто «камерой хранения» для детей. Вторая половина дня проходит так же насыщенно, как и первая. В течение всего дня идут обучающие, образовательные и воспитательные мероприятия.

Появилось огромное количество новых педагогических технологий и образовательных методик: когда привлекаются билингвальные практики, STEM образования, развиваются новые области знаний, которых в прошлом просто не существовало. В их изучении инновационным является всё – и форма, и содержание.

В практику работы ДОО вводится преподавание азов робототехники и 3D-моделирования, активно используются разработки электронного образования. Социальный и родительский заказ на дошкольное образование диктует свои условия – в образовательную практику дошкольных образовательных учреждений включаются нетрадиционные виды содержания работы: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребёнком – с учётом личностно-ориентированного взаимодействия. У многих дошкольных образовательных организаций появились собственные программы.

Реализация концепции сохранения здоровья ребёнка представлена в отечественных образовательных программах «Здоровье», «Основы безопасности детей дошкольного возраста». «Радуга», «Детский сад – дом радости», «Дружные ребята», «Наследие» и «Золотой ключик» главным образом направлены на социальное развитие ребёнка. Эстетическое развитие воплощается в программах «Развитие», «Истоки», «Детство», идеи о необходимости развития творчества содержит «ТРИЗ». Некоторые программы носят узкоспециализированный характер, например: «Юный эколог», «Дошкольник и экономика», «Кроха», «Планета детства», «Синтез», «Гармония», «Малыш», «Детская одарённость», «Старт» и другие.

Наряду с отечественными в нашей стране используются и зарубежные системы воспитания: Монтессори, «Пилотная школа», «Шаг за шагом», центр ранней социализации детей «Зелёная дверца» и др. Несомненно, что в них накоплен положительный опыт работы, однако его внедрение у нас требует предварительного глубокого изучения и проведения сравнительной оценки эффективности программ.

В связи с введением ФГОС ДО появляются возможности гибкого планирования (место для инициативы ребёнка), вариативности дошкольного образования. Педагоги, которые работают с использованием ПООП «Вдохновение», на практике применяют эти методы.

В Карабудахкентском районе участники форума наглядно, на примере одного из детских садов, смогли увидеть применение таких методик.

Участники форума обсудили и проблемы, которые все еще имеют место быть в системе дошкольного образования. К сожалению, по-прежнему не реализовывается основной принцип стандарта дошкольного образования – индивидуализация дошкольного образования, в первую очередь из-за большого количества детей в группах. Наблюдается эмоциональное и профессиональное выгорание воспитателей из-за объёма нагрузки, зачастую в группе работает всего один воспитатель.

На уровне муниципалитетов не хватает методических служб для поддержки ДОО – мало методистов, низкая заработная плата, большая загруженность составлением отчётов. Дошкольные учреждения вынуждены «вариться в своём соку».

Вызывает вопрос и обеспечение предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. Судя по отчётам, во всех организациях муниципалитетов создана такая среда, но на практике при посещении ДОО возникают сомнения в том, что специалисты на местах вообще знают, какой должна быть предметно-пространственная развивающая образовательная среда.

Ещё одна проблема образовательных организаций республики, в том числе и дошкольных, – это сайты учреждений. Сайты большинства дошкольных образовательных учреждений не доступны для пользователей. Обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет (ст. 28 ч.3 п.21 ФЗ-273) отнесено к компетенции, обязанности и ответственности образовательной организации. Ведение многих сайтов не соответствует требованиям федерального законодательства.

Форум завершён. Безусловно, есть потребность в таких мероприятиях, в обмене опытом.

Воспитатели детских садов и руководители дошкольных образовательных организаций, специалисты муниципальных образований ежегодно принимают участие во всероссийских и международных форумах и конференциях. Так, представители республики в истекшем году принимали участие в форумах и мероприятиях различного уровня, таких как «Московский международный салон образования», «Город образования».


Участникам и зрителям конкурса «Воспитатель года» запомнилось занятие воспитателя из с. Самилах Хунзахского района ГКУ ЦОДОУР ЗОЖ о нелёгком труде земледельцев. Ребята посадили пшеничные зёрна. Увидели, как собирают урожай зерновых и кукурузы. Затем, погрузив мешки с кукурузой на телегу, соблюдая все дагестанские обычаи, отправились на мельницу. Зарема Гасановна продемонстрировала детям, как работает мельница, познакомила с видами мельниц и принципами их работы. Затем дети увлечённо наблюдали, как в воронку мельницы погружается зерно и камни перетирают её в муку, при них замесили тесто из перемолотой кукурузной муки и приготовили кукурузный хинкал. Было задействовано оборудование и сельскохозяйственный инвентарь, которые городские дети, да и взрослые вряд ли встречали в жизни. Ребята получили знания в лёгкой и доступной для их восприятия форме игры.


Автор: И.А. Костина, главный специалист по информационной работе Рескома профсоюза образования

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

134