«Природа – наш дом»
В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Экологическое образование дошкольников заключается не только в приобретении знаний о предметах и явлениях, но и в формировании навыков бережного обращения к природе. Детей нужно знакомить с объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, научить бережно к ним относиться.
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатель, родители.
Цель проекта. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы. Расширение представлений о взаимосвязях в природе.
Задачи проекта.
1. Формировать бережное отношение к природе.
2. Ознакомить детей с правилами поведения в природе.
5. Научить сравнивать, анализировать, понимать простейшие причинно-следственные связи в природе.
6. Воспитывать желание беречь и охранять природу.
7. Научить работать в коллективе.
8. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат.
1. Дети проявляют интерес к простейшим взаимосвязям в природе.
2. У детей формируются элементарные экологические знания и культура поведения на природе.
3. Дошкольники научатся анализировать и делать выводы, у них проявится интерес к экспериментированию.
4. Дети будут бережнее относиться к природе и ее обитателям.
5. Родители больше внимания будут уделять экологическому воспитанию детей.
Тип проекта.
Творческий, исследовательский.
Материалы, оборудование. Уголок природы группы, наглядный и демонстрационный материал, оборудование для проведения опытов и экспериментов, книги, иллюстрации.
Этапы работы над проектом.
I. Подготовительный
Составление плана проекта. Создание предметно-развивающей среды, подбор дидактического материала, беседа с родителями о реализации проекта. Составление плана занятий, наблюдений, экскурсий по развитию экологической грамотности детей, подбор игр, художественной литературы, музыкальных произведений.
II. Основной
Реализация основных видов деятельности по намеченному плану: проведение занятий, экспериментов, чтение познавательной литературы, проведение бесед, работа в уголке природы, проведение различных игр, изготовление поделок, проведение наблюдений, работа с родителями.
III. Заключительный
Оценить эффективность проекта. Проведение диагностики с целью выявления уровня усвоения материала в рамках темы проекта. Презентация книги «Жалобная книга природы».
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Познавательное развитие
Беседы на темы:
«Учитесь жалеть и беречь»,
«Растения – легкие Земли»,
«Земля – наш общий дом»,
«Берегите животных»,
«Вода нужна всем»,
«Здравствуй, ветер»,
«Ходит капелька по кругу»,
«Летающие семена»,
«Почему бывает день и ночь»,
«О правилах поведения в лесу»,
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,
«Что такое «Красная книга»,
Экскурсии:
экологическая тропа осенью,
прогулки по парку,
экскурсии в библиотеку (подбор книг по теме проекта).
Подготовка выставки книг о природе.
Речевое развитие – обогащение словаря детей, формирование интереса к чтению. Составление описательных рассказов о природе, животных, птицах. Составление рассказов по картинкам природоведческого характера; заучивание пословиц, поговорок, стихов, отгадывание загадок. Чтение книг о природе Бианки, Чарушина, Пришвина, Скребицкого.
Трудовая деятельность
«Детский сад мы очень любим,мы весь мусор соберем» – работа на участке детского сада. Уход за комнатными растениями, работа на огороде, в цветнике. Изготовление кормушек для птиц. Изготовление макета «Цветущая планета».
Рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из природного материала.
Игры
Дидактические: «Когда это бывает?», «Найди по описанию», «Что где растет?», «От какого дерева листок?», «Кто летает, бегает, прыгает?»
Настольно-печатные: «В мире животных», «Во саду ли, в огороде», «Угадай животное», «Зоологическое лото», «Ты чей, малыш?», «Времена года».
Подвижные: «Совушка-сова», «Лягушки и цапля», «Капли дождя», «Ручеек», «Гуси-лебеди», «Кот и мыши», «Медведь и пчелы», «К дереву беги», «Ручейки и озера».
Наблюдения: за солнцем, за ветром, за осадками, за изменениями в природе (солнце, ветер, дождь, снег и т.д.), за насекомыми (дождевые черви, муравьи, шмель), за птицами.
Музыкальное сопровождение
П.И. Чайковский, «Времена года», «Подснежник».
А. Вивальди, музыкальный цикл «Времена года».
А. Аренский, «Лесной ручей».
Э. Григ, «Ручеек».
Работа с родителями
Беседа «Учим детей любить и беречь природу», оформление папки-передвижки «Любить и охранять».
Изготовление поделок из природного материала «Осень, осень, в гости просим».
Изготовление плаката «На прогулку всей семьей».
Помощь в изготовлении плаката «Дадим шар земной детям».
Совместное изготовление «Красной книги», «Жалобная книга природы».
Организация выставки «Природа вокруг нас».
Используемая литература:
1. Е.А. Алябьева «Игры-путешествия на участке детского сада».
2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».
3. Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».
4. В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология».
5. А. Дитрих «Почемучка».
6. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке».
7. О.М. Масленникова «Экологические проекты в детском саду».
8. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.