Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

21.09.2017 10:06 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 19.09.2017 г.

Из опыта работы детсада г. Буйнакска

Автор: З.И. Идрисова, доцент кафедры дошкольного и начального образования, Л.Ф. Гусарова, старший преподаватель, ДИРО

Основы воспитания у дошкольников гражданских чувств (из опыта работы Центра развития ребенка – детского сада № 19 г. Буйнакска).

В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России, поэтому система образования сегодня переориентируется на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
В реализации направлений содержания дошкольного образования (физическое, познавательное-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает учет региональных особенностей.
Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного возраста формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, при освоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщенный опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, то есть национально-социальный опыт.
В Центре развития ребенка № 19 г. Буйнакска, где заведующая А.М. Керимова, сложился интересный опыт работы по приобщению воспитанников к духовным и эстетическим ценностям народов Дагестана, воспитанию их средствами народного искусства, что способствует раскрытию перед детьми богатства культуры народа, его традиций и обычаев, помогает в формировании у дошкольников основ гражданского чувства.
Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор: колыбельные песни, потешки, прибаутки, народные сказки и игры.
Дети, изображая женщин-мастериц, поют песни, составляют ковровые узоры, лепят игрушки и рассказывают сказки, затем устраивают импровизированные сценки. Готовясь к праздникам, дети вместе со взрослыми украшают одежду, помещение зала.
Педагоги под руководством грамотного и опытного наставника – старшего воспитателя Любови Николаевны Сайгидовой, изучив Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, учитывают при организации педагогической деятельности с детьми специфику региональных условий: климатических (особенности сезонных явлений в Дагестане, состав флоры и фауны; погодные условия и др.) и национально-культурных (учет интересов и потребностей детей различной национальной и этнической принадлежности; создание условий для «погружения» детей в культуру своего народа: язык, произведения дагестанских писателей, художников, скульпторов, народное декоративно-прикладное искусство и др.).
Большое значение педагоги придают созданию предметно-пространственной среды. В групповых помещениях оборудованы дагестанские уголки, включающие домашнюю утварь, традиционные игрушки, элементы дагестанской одежды, альбомы с изображениями природы родного края, его прошлых страниц жизни и современных достижений, книги дагестанских авторов и многое другое.
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной, трудовой, конструктивной, чтение художественной литературы) или их интеграцию, с использованием разнообразных форм, методов и средств работы (проблемно-игровая ситуация, моделирование, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, детское экспериментирование, проектная деятельность, коллекционирование и др.). Планомерное и целенаправленное изучение народного искусства позволяет детям лучше узнать природу и художественные традиции своего края, народные праздники и обычаи.
В данном учреждении родители являются активными участниками проводимых мероприятий, которые направлены на повышение интереса к культуре родного народа, к истории края, города. В группах старшего возраста стало традицией проведение педагогами мастер-классов вместе с родителями и детьми по изготовлению национальных игрушек, предметов быта, тем самым пополняя ими краеведческие уголки.
Подходя к работе творчески, учитывая необходимость реализации комплексно-тематического принципа построения педагогического процесса, Любовь Николаевна Сайгидова вместе с педагогом-психологом Зайнаб Абдулмуслимовной Абдулкадыровой разработали перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию детей на основе образовательной программы «Успех» (под редакцией Н.В. Фединой) и с учетом региональных особенностей. В основе этого плана – примерный календарь ключевых тем и праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста. Он посвящен различным сторонам человеческого бытия с учетом региональных условий:
- явлениям нравственной жизни ребенка (доброта, друзья и т.д.);
- окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и т.д.);
- миру искусства и литературы (поэзия, детская книга, театр и т.д.);
- традиционным для семьи, общества и республики праздничным событиям (День матери, День птиц, День родного языка и т.д.);
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и другие).

Приведем примеры реализации некоторых тем.
Название: "День единства народов Дагестана".
Краткая информационная справка.
Дагестан отличается многонациональным составом. Почти каждый аул говорит на особом наречии.
В Дагестане происходит прогрессивный процесс межнационального сближения и сплочения народов. Важную роль при этом играет русский язык, который стал в республике основным языком межнационального общения, следовательно, стал языком дружбы народов Дагестана. Все народности Дагестана имеют свою богатую самобытную материальную и духовную культуру. Однако при ознакомлении с культурой различных народов Дагестана легко заметить черты единства и родственности. Эта общность культуры является результатом тесных многовековых связей между всеми народностями.
Время проведения: 15 сентября.
Формы проведения:
- спортивное развлечение (подвижные игры народов Дагестана);
- выставка рисунков, кукол, одетых в национальные костюмы народов Дагестана;
- комплексное занятие «В единстве народов – сила Дагестана»;
Подготовка к празднику, событию:
- беседы воспитателя по теме «Народы Дагестана»;
- чтение художественной, научно-популярной литературы по теме сказок разных народов Дагестана;
- подвижные игры народов Дагестана;
- знакомство детей с дагестанскими народными праздниками («Праздник первой борозды», «Праздник цветов», «Праздник виноградарей», «Праздник черешни», «Курбан-Байрам», «Навруз-Байрам», «Ураза-Байрам»);
- дидактические игры на знание символики Республики Дагестан: «Собери герб республики и города», «Собери флаг», музыкально-дидактическая игра «Угадай гимн»;
- слушание и исполнение песен народов Дагестана, исполнение танцев народов Дагестана;
- мастерская по изготовлению национальных костюмов (рисование, аппликация);
- проектная деятельность «Путешествие по карте Дагестана».
По теме рекомендуем литературу:
А. Даниялов «Советский Дагестан»; А.М. Османов «Мой край Дагестан»; М. Бутаев «Слово о Дагестане»; З.И. Идрисова «Подвижные игры народов Дагестана», «Сборник песен народов Дагестана»; А. Раджабов «Фольклор народов Дагестана»; Ш.А. Мирзоев «Культура и традиции народов Дагестана».

Название: "Всемирный день животных".
Краткая информационная справка.
Удивительно богат и разнообразен животный мир Дагестана. На территории республики обитают редкие и ценные виды диких животных и птиц. С целью восстановления и воспроизводства естественной фауны созданы Сулу-Чубутлинский, Чонтаульский, Хамаматюртовский, Присулакский, Самурский, Путонский и другие заказники, где охота на диких зверей и лов рыбы запрещены.
Современная хозяйственная деятельность человека на Земле привела к тому, что ежедневно исчезает в среднем один вид или подвид животного. Чтобы привлекать внимание людей всего мира к проблемам животных и организовывать разнообразные мероприятия по их защите, был учрежден праздник – Всемирный день животных. В России он отмечается с 2000 года.
Время проведения: 2-я неделя октября.
Формы проведения:
- выставка детских рисунков «Животные Дагестана»;
- выставка совместной работы: макеты заказников Дагестана;
- викторина «В мире животных Дагестана»;
- выставка совместной работы взрослых и детей: «Животные "Красной книги Дагестана"».
Подготовка к празднику, событию: 3-5 лет.
- Чтение художественной литературы по теме, чтение сказок народов Дагестана о животных;
- ознакомление детей с произведениями народного поэтического творчества («Гусь», «Цып-цып-цып», прибаутки «Кисонька», «Голубок»), а также со стихами А. Раджабова («Два цыпленка», «Курочкина песенка»);
- разучивание и проведение подвижных игр народов Дагестана: «Орел и петух», «Ворон-воронок», «Хитрая лиса», «Слепой медведь» и т.д.;
- дидактические игры: «Угадай, чей след», «Кто у кого», «Дикие домашние животные»;
- малоподвижные игры «Байнуз-байнуз» (зоологическая), «Циб-циб-цибрехан», «Киска-киска».
Для детей 5-7 лет.
- Создание коллекций «Животные нашего края»;
- чтение художественной, научно-познавательной литературы по теме;
- разучивание дагестанских народных считалок-«жеребьёвок»;
- художественная мастерская (изобразительная деятельность, конструирование);
- проектная деятельность – «Создание макета заповедника Дагестана»;
- проект «Каспийское море – глобальная экосистема».
Рекомендуем следующую литературу:
А.Х. Гасанова, Ш.А. Мирзоев «Фольклор и литература народов Дагестана»; А.М. Османов «Мой край Дагестан»; Г.М. Абдурахманов «Красная книга Дагестана»; Р.Х. Гасанова «Дагестанский фольклор – детям», А.В. Гришина «Добрый мир игры»; З.И. Идрисова «Подвижные игры народов Дагестана».

Иллюстрацией к большой и целенаправленной работе педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Центра развития № 19 г. Буйнакска стали победы в различных городских, республиканских и всероссийских конкурсах: второе место в конкурсе «Буйнакск – мой город родной» (воспитатель Патимат Магомедовна Кадирова), победа воспитанницы Савдат Чупалаевой (подготовила воспитатель Аида Казимагомедовна Абушева) во всероссийской блиц-олимпиаде «Вопросита» и др.
Педагоги Центра развития ребенка успешно решают задачи современного дошкольного образования: заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ и методических разработок нравственно-патриотической направленности.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

340