Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

30.03.2017 10:51 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 30.03.2017 г.

На примере жизни замечательного человека

Автор: Г. Шехмагомедов
учитель Мачадинской СОШ, Шамильский район

Воспитание подрастающего поколения на примере жизни и деятельности замечательных людей, выдающихся предков является приоритетной для школ Шамильского района. Подготовлена и издана работа «Жизнь замечательных людей Шамильского района».  Идея, инициатива и организация этой работы принадлежит Заслуженному учителю РФ, начальнику отдела образования района Ибрагиму Ибрагимовичу Гаджиеву.

Среди известных людей нашего района заслуженным почетом и уважением пользовался Суракат Хавалович Асиятилов. В этом году незабвенному Суракату Хаваловичу исполнилось бы 85 лет...
Легендарная личность, пример не только спортивной доблести, но и человеческой порядочности. Его преждевременная смерть – большая потеря не только для родных и близких, но и для Дагестана в целом.
Более 16 лет Суракат был депутатом Народного Собрания. Полученный от народа мандат депутата он неизменно использовал, чтобы выразить мысли и чаяния народа, тревогу и боль всех дагестанцев, чтобы помочь им в меру своих сил в решении их жизненных проблем. К нему шли люди потому, что знали его высокие патриотические устремления, человеческую порядочность, верили ему, надеялись на него. Суракат Хавалович гордился своей слитностью с народом, считал своим гражданским долгом служить ему в конкретных обстоятельствах, в конкретных делах. Такие характерные для дагестанской натуры черты, как эмоциональность и импульсивность, всегда органично сочетались в Суракате Хаваловиче с требованиями культуры, призывавшими горца к сдержанности и уважению окружающих. Главные этические нормы среди гидатлинцев – намус, яхI, хIурмат и нич для Сураката были нормой жизни.
Особую тревогу вызывала у Сураката Хаваловича состояние молодежи. В Дагестане, который раньше был страной суровых, свято оберегаемых обычаев и строгой исламской морали, распущенность среди молодого поколения для Сураката Хаваловича была личной трагедией. Он был среди немногих настоящих дагестанцев, верно поставивших диагноз больному обществу и взявших на себя ответственность за лечение социальных недугов.
Многие годы Суракат Хавалович руководил Комитетом Народного Собрания «По международным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций». Об инициативах, предложениях и выступлениях Сураката Хаваловича на сессиях Народного Собрания можно писать многотомную книгу.
...Жизнь Сураката Хаваловича – пример для подрастающих и грядущих поколений дагестанцев! В этом плане определенную работу проводят в школах Шамильского района. Так, в Мачадинской СОШ им. Б.М. Унжолова сложилась традиция. Еще при жизни Сураката Хаваловича ученик Мачадинской школы Х. Шамилов под руководством опытных учителей провел исследовательскую работу по теме «История Гидатля в традициях и обычаях, их роль в социализации личности, на примере жизни С.Х. Асиятилова». В декабре 2008 года на Республиканском конкурсе молодых исследователей «Шаг в будущее» работа Шамилова получила Диплом 1 степени. Полностью работа была опубликована в газете «Дагестанская правда». При выполнении этой работы учащиеся школы встречались с Суракатом Асиятиловым, побывали на его малой родине – селении Урада, поговорили с родственниками и друзьями Асиятилова. 12-13 января 2012 года в Республиканском краеведческом центре, на очередной историко-краеведческой олимпиаде ученица 10 класса Мачадинской СОШ Г. Гаджиева заняла первое место и получила Диплом 1 степени за работу «Родословие Хаваловых из Гидатля».
...Чтобы полнее раскрыть истинный характер настоящего дагестанца, мы хотим привести некоторые высказывания Сураката Хаваловича, которые прозвучали на нашей встрече с ним.
1. Несчастен тот, который потерял связь с достойным прошлым своих предков, а еще несчастен тот, кому приходится скрывать от людей прошлое своего отца или деда.
2. Я противник не гуманных идей, «кому нести», я всегда против тех, кто от жизни жаждет получить во сто крат больше, чем им положено по их общественному и нравственному статусу и умственным способностям и образовательному цензу. Я против жажды наживы и накопительства, против умножающих свое состояние на грабежах сограждан и соплеменников, пробуждая зависть и ненависть окружающих.
3. Были времена и были люди – «богатыри – не мы»! Потому мы обязаны их помнить, мечтать хотя бы чуточку быть похожими на них, а также молиться, просить Всевышнего, чтобы он пробудил в нас дух предков, которые благородство и честь всегда ставили выше бренной жизни.
4. Человечество во все времена тянется из тьмы к свету, как растение к солнцу. Хочется верить, что наступит достойное человека завтра, и героический опыт борьбы и созидания наших отцов послужит обновленному молодому поколению творцов, основой для создания нового миропорядка.
Это для нас завещание Сураката Хаваловича...
Еще многое можно рассказать о человеке, гражданине, политике и ученом Суракате Хаваловиче Асиятилове. Научные работы, публицистические статьи, выступления на сессиях Народного Собрания и на разных мероприятиях пронизаны духом патриотизма и интернационализма. Сураката Хаваловича беспокоило настоящее и будущее нашего Дагестана. Он много говорил, что сегодня ушли из жизни душевная теплота, щедрость, бескорыстие. Место духовных ценностей заняли жажда накопительства, погоня за роскошью. Суракат сильно переживал за молодежь, он призывал бороться против разложения молодого поколения, предлагал конкретные пути решения этого вопроса. В одном из своих выступлений Суракат Хавалович говорил, что не устанет повторять, что спасение Дагестана в религии, что без веры нет духовности, нет нравственности, а без них нет нормальной экономики, культуры и социальной гармонии. Смотреть равнодушно на нравственное падение нашего общества он не мог, поэтому с первого дня прихода в Народное Собрание Суракат Хавалович много внимания уделял подготовке педагогических кадров. Много усилий приложил он для разрешения преподавания в школах Дагестана арабского языка.
Об интернационализме Сураката Хаваловича говорит тот факт, что он выступил против деления мусульман и создания в Дагестане духовных управлений по национальному признаку....

Хотел бы обратиться к ученым Института педагогики им. А. Тахо-Годи, чтобы при разработке программы КТНД для учащихся 10-11 классов, включить раздел о жизни и деятельности С.Х. Асиятилова. Рекомендуем для этого книгу Сураката Хаваловича «Гидатль – талисман мой и совесть моя».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

160