Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

02.02.2017 14:20 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 02.02.2017 г.

В каждой школе должен быть музей

Автор: Ш.Д. Раджабов
учитель высшей категории, заслуженный учитель РД, с. Бежта, Бежтинский участок

«Не зная историю своего народа, нельзя шагать в другое».
П.К. Услар, кавказовед

В 1993 году при Бежтинской СОШ по инициативе самой школы создан историко-краеведческий музей, где систематизированы и экспонируются культура, быт, традиции, прошлое и настоящее нашего села.
В создании и становлении музея самое активное участие приняли не только учителя и учащиеся школы, но и сельчане. Каждый экспонат или стенд – это яркий, живой и интересный рассказ о жизни села от старины до сегодняшних дней.
Краеведение в Бежтинской СОШ – не самоцель, а средство воспитания. В школе вся работа пронизана идеями изучения малой родины. Ведь краеведение – хранитель истории, а история – духовная сила народа, основа патриотизма, взгляд в прошлое, осознание современности страны, ее будущего.
Будучи еще студентом русско-дагестанского отделения филологического факультета Даггосуниверситета, я особенно интересовался поисковой археологической этнографической работой: ездил в экспедиции по району и соседней Грузии, обобщал данные. Изучение и собирание фольклора, истории родного края было плодотворным.
Результатом поисковой работы стала брошюра «Моя родословная», вышедшая в свет в 2012 году. Сейчас я работаю над историко-этнографическим очерком о селении Бежта. Мною также подготовлен и систематизирован большой материал к изданию книги «Бежтинский фольклор», но не могу найти спонсора.
Понимая важность сохранения самобытной культуры нашего народа, учащимся дали задание: собрать старинные вещи, которыми в настоящее время в хозяйстве не пользуются. Ребята с большим энтузиазмом подключились к этой работе. За короткое время принесли более ста экспонатов, рассказывающих об истории и культуре родного края. В настоящее время музей школы расположен в просторном, хорошо оборудованном кабинете, он паспортизирован и имеет свидетельство Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РД. На сегодняшний день в музее собрано более 500 экспонатов, и среди них много ценных. Кроме экспонатов здесь много стендов: «Из глубины веков», «Они учились у нас», «Жить по традициям гор», «Они сражались за Родину», «Наши выпускники – герои России», «История нашей школы», «Они прославили наш край». В помещении школьного музея в основном проводятся занятия по культуре и традициям народов Дагестана. Здесь ученики окунаются в атмосферу старины. Мы должны бережно относиться к каждой вещице прошлого. Поэтому великий Расул Гамзатов сказал: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки».
«Школьное краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, – пишет замечательный педагог Н.В. Милонов. – Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию подрастающего поколения». Конечно же, уникальный историко-краеведческий музей создан усилиями учащихся и энтузиастов. Он – следствие ежегодных пеших походов и экскурсий по родному краю и за его пределами, в результате которых проложены новые эколого-краеведческие тропы, составлены схемы маршрутов, собраны редкие экспонаты, сделаны магнитофонные записи встреч, фотоальбомы.
Каждый уважающий себя человек должен научиться беречь в себе память о прошлом, испытывая чувство благодарности к предкам за их заботу о нас, будущем поколении.
Как нам известно, территория Дагестана богата различными археологическими памятниками, в частности одним из крупных является Бежтинский могильник. Обнаруженные краеведами находки в урочище «Чайялъа» и «Гьерахъолъ», являясь экспонатами школьного музея, помогают воссоздать интересную картину жизни древнего населения нашего края. Здесь же найдено большое количество предметов, свидетельствующих о том, что наши предки были прекрасными мастерами – кузнецами, гончарами, ткачами. Эти древние племена вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством.
И сегодня мы являемся потомками и наследниками богатого исторического прошлого. И на наших глазах исчезает история, важная и ценная для понимания этнического характера бежтинцев, часть культуры народа.
Изучая эти темы, собирая краеведческие материалы, учащиеся на конкретных примерах знакомятся с историческими событиями, фактами, явлениями природы.
Чтобы понять сложный исторический процесс развития человечества, нужно начать с малой родины, с родного очага. Как родина начинается с родного дома, села, так история начинается с истории своей семьи, села, района и республики. Поэтому я в работе акцентирую внимание на изучении прошлого нашего края. С этой целью в нашей школе была организована работа историко-краеведческого кружка «Активисты школьного музея». Осуществляя поисковую работу, члены кружка продолжают изучать историческое прошлое родного края, проводят сбор документов, реликвий, пополняют экспозиции школьного музея.
Наиболее целесообразными формами поисковой деятельности могут быть: работа с архивными докладами, с периодической печатью, сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, выявление и пропаганда памятников истории и культуры родного края, встречи с участниками и очевидцами исторических событий, переписка с земляками, проживающими за пределами района, республики и т.д., изучение истории возникновения села, происхождения его названия. Только тот, кто любит свою землю, будет патриотом, будет интернационалистом.
По истории села нами собраны архивные документы, сведения об изменении облика села, фотографии и биографии старожилов, описания памятников, материалы об учителях и другое.
За последние годы с лица дагестанской земли исчезли сотни сел и хуторов. Вместе с ними ушла их история. Ушла самобытность, которая неповторима. Там, где есть школа, где работает учитель истории Дагестана, КТНД, святым долгом нужно считать сохранение истории родного села. Я глубоко убежден: в каждой школе, где бы она ни была, в городе или селе, должен быть музей, должна вестись поисковая работа.
Результатом проведения огромной поисковой работы юными краеведами школы явилось создание в Бежтинской СОШ историко-краеведческого музея, который работает по следующим направлениям: летопись родных мест; возрождение культуры; книга памяти; забытые захоронения; старые названия; уходящие села, хутора; история местного краеведения; фольклор родного края; разрушенная память и т.д.
Основными целями движения «Активисты школьного музея» являются:
1. Возрождение духовных ценностей народа;
2. Возрождение утраченной любви к родной земле;
3. Восстановление прерванной связи времен.
Мною разработана и реализуется туристско-краеведческая программа на 2000-2020 годы, главной целью которой является сбор материала и изучение тем:
1. Традиции гор;
2. Фольклор и этнография с. Бежта;
3. Общество Капуча в годы Кавказской войны;
4. Памятники природы района:
5. Из глубины веков;
6. Моя родословная. Тухумы села Бежта;
7. Учителя-орденоносцы, заслуженные учителя, отличники народного образования.
Особой формой моей работы стало проведение урочных занятий КТНД в помещении музея школы. При этом предварительно определенному ученику даётся поручение изучить данный вопрос для выступления с информацией: бежтинцы в цепочке тухумов и кьибилов, откуда начался ваш род; археологические раскопки на территории села и о чем говорят найденные экспонаты: мы – потомки борцов национально-освободительного движения; Бежта накануне бурных событий начала ХХ века и ряд других вопросов несомненно сделают предмет интересным, доходчивым, каждый ученик увидит в зеркале времени рядом с предками и самого себя.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

49