Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

02.02.2017 11:05 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 20.01.2017 г.

О внедрении системы независимой оценки качества образования в РД

Автор: М.З. Гаджидадаев, Н.А. Майсумова
руководитель Центра качества образования ДИРО, к.б.н.; специалист Центра качества образования ДИРО

О необходимости внедрения системы независимой оценки для отраслей социальной сферы отмечалось во многих программных документах.
В частности, Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 04.12.2014 указал на необходимость запуска данного механизма и раскрытия информации о работе учреждений, оказывающих услуги в социальной сфере. Об этом, а также о введении публичных рейтингов, выявлении и распространении лучшей практики деятельности организаций социальной сферы неоднократно отмечало и Правительство РФ, в частности в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года (новая редакция), утвержденная Правительством РФ 14.05.2015. 

В данном контексте формирование востребованной системы независимой оценки стало целевым ориентиром и для сферы образования (см., например, Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 – далее ФЦПРО). Тем более что правила проведения независимой оценки теперь закреплены на уровне базового федерального закона, что, несомненно, повысило ее статус (ст. 95-95.2 Закона об образовании в РФ).

Согласно действующему законодательству РФ НОКО направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
Для сферы образования законодательство (ст. 95 Закона об образовании в РФ) предусмотрело два вида независимой оценки качества образования (далее – НОКО): оценка качества подготовки обучающихся и оценка качества образовательной деятельности, один из которых должен проводиться в обязательном порядке, как и в других отраслях социальной сферы. При этом сфера образования оказалась единственной социальной отраслью, где независимая оценка должна осуществляться в двух видах.
Вопросы объективности проведения Единого государственного экзамена, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования и других оценочных процедур НОКО обсуждались также на состоявшемся 23 декабря 2015 года заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в РФ.
В последние два года Министерству образования и науки Республики Дагестан, как органу исполнительной власти Республики Дагестан, удалось навести определенный порядок в проведении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Эта работа как позитивная признана и федеральным органом исполнительной власти в лице Минобрнауки РФ и Рособрнадзором, а также руководством Республики Дагестан, без которой, на наш взгляд, переход к реализациям мероприятий 5.1 ФЦПРО на 2016-2020 годы был бы нереалистичным.
В условиях единого образовательного пространства, развития информационных технологий перед обществом, в частности перед образовательной системой, стоят задачи иного характера, и они достаточно ёмко сформированы в ФЦПРО на 2016-2020 годы.
В развитие данной программы является и Государственная программа РД "Развитие образования в Республике Дагестан" на 2015-2020 годы (далее – Программа), принятая с целью обеспечения населения РД качественным образованием современного уровня. Одна из задач предусматривает создание современной системы оценки качества образования, а две её подпрограммы "Развитие общего образования детей" и "Развитие дополнительного образования детей" преследуют эти же цели.
Региональная система независимой оценки качества общего образования в Республике Дагестан находится на стадии становления, и в настоящее время, по сути дела, ещё не представляет цельной системы, а функционируют отдельные её составляющие. Основным ядром этой формирующейся системы является Управление качеством образования ГБОУ ДПО «Дагестанский институт развития образования», в состав которого входят Центр оценки качества образования, Центр обработки информации и Центр координации работы с одаренными детьми. В плане работы Управления качеством образования предусмотрены мероприятия, направленные на реализацию задач, поставленных в государственной программе РД «Развитие образования в Республике Дагестан" на 2015-2020 годы».
Приоритетными направлениями работы являются:
— методическое и техническое сопровождение проведения республиканских контрольных работ по русскому языку и математике для выпускников начальных и старших классов, а также по биологии, химии, физике, истории и обществознанию, английскому языку в общеобразовательных учреждениях РД;
- разработка инструктивно-методических материалов по вопросам оценки качества образования и формирование базы данных современных измерительных материалов и технологий тестирования, социологических исследований, используемых для оценки качества образования, по русскому языку, математике, химии и биологии в старшей школе;
- подготовка аналитических материалов по результатам проведения мониторинга качества образования в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан;
- координация и организация работы по проведению различных этапов Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ), альтернативных конкурсов и олимпиад;
- создание информационного банка данных об одаренных детях РД и их педагогах, образовательных организациях республики;
- организация работы на официальном сайте Института страницы «Управление качеством образования», ее техническую поддержку и информационное наполнение.
Создание региональной системы независимой оценки качества общего образования РД с учетом предложенных мер позволит распространить этот опыт также и в других субъектах РФ, в том числе в республиках Северного Кавказа.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

209