Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

02.02.2017 15:15 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 02.02.2017 г.

Ее уроки – радость для учащихся

Автор: Р.Г. Тагирова
зам. директора по УВР, СОШ № 10 им. А.И. Исмаилова, г. Хасавюрт

«Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем».
Конфуций

Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы порой в текучке дел ни хотели избежать в работе каких-либо новых влияний, по разным причинам нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, одним из которых Марьям Ниязбековна Атанова считает применение новых технологий. Как писал К. Д. Ушинский, основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью». Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.

Наблюдая работу Марьям Ниязбековны Атановой, я выявила определенную систему в ее работе по развитию интереса к чтению у учащихся. Учительница считает, что только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира. Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, характеризующимся слиянием техники и понимания, которого она добивается с 1 класса.
Марьям Ниязбековна, занимаясь вопросами развития интереса к чтению, решила ряд других проблем, в том числе проблему наращивания темпа работы, пополнения словарного запаса, развития связной речи за счет увеличения скорости чтения, что особенно важно при переходе в среднее звено. Слабо читающий ученик, перейдя в среднюю, а затем и в старшую школу, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Младшеклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.
Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы двигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, вызывали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. Этим вопросом заинтересовалась и Марьям Ниязбековна Атанова, так как, несмотря на ее усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе.
Марьям Ниязбековна в работе по совершенствованию навыков чтения использует различные упражнения:
1) направленные на развитие четкости произношения;
2) вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
3) развивающие оперативное поле чтения и память;
4) развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевой, он вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».
«Игра в прятки» заключается в следующем: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что ученики имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
В своей работе Марьям Ниязбековна использует методику профессора И.П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению.
На родительских собраниях Марьям Ниязбековна часто говорит с родителями на эту тему и подсказывает им, как заинтересовать, а не заставлять ребенка читать.
Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям учительница предлагает следующие рекомендации:
1. Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2. При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3. Начинать самостоятельное чтение надо с книг с большими рисунками.
4. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научная фантастика, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6. Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7. Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
8. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9. Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.
Такая работа по совершенствованию интереса к чтению у учащихся способствует всестороннему развитию личности.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

31