Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

27.12.2017 15:43 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 27.12.2017 г.

Долгих лет тебе, колледж!

К 85-летию автомобильно-дорожного колледжа Республики Дагестан

85 лет – не только история,
85 лет – не просто дата.
В них дни и мгновенья бесценные,
В них жизнь, что для колледжа свята!

К началу 30-х годов прошлого столетия в Дагестане не было ни одного специалиста-дорожника из местного населения. Да, собственно говоря, дорог как таковых, тоже не было. 1932 год можно смело назвать годом штурма дагестанского бездорожья. С огромным желанием и энтузиазмом горцы взялись за строительство дорог и мостов. В это время широко применялись методы трудового участия населения.

Для эффективной работы нужно было иметь квалифицированные руководящие кадры, хорошо знающие местные языки, обычаи и хозяйственный уклад. В то время в Дагестане было всего 6 инженеровдорожников и 32 техника, и все они были не из местного населения.

Постановлением Совета народных комиссаров Дагестанской АССР от 8 ноября 1931 года, для обеспечения дорожного строительства кадрами из местного населения было решено открыть дорожный техникум. Техникум был создан на базе одной группы дорожной специальности индустриального (ныне механического) техникума. Материальная база техникума было очень слабой и развивалась медленно, не хватало преподавателей, помещений.

Первоначально техникум размещался в двухэтажном здании персидской мечети по улице Маркова, 29. Здание было малопригодным для организации обучения учащихся. Комнаты, переделанные под классы, были тесными, темными, а отопление – печное.

Контингент учащихся на 1 сентября 1934 года составлял 146 человек. До войны было выпущено 84 техника-строителя автомобильных дорог и мостов. На 1 июля 1940 года в техникуме работало 19 преподавателей. С началом Великой Отечественной войны деятельность техникума была временно прекращена. Многие преподаватели и учащиеся ушли на фронт.

Отгремели залпы Великой Отечественной войны. Страна возвращалась к мирной жизни. Восстанавливая города и села, промышленность и сельское хозяйство, нужно было не забывать и о путях снабжения. Нужны были инженеры-дорожники, техники-дорожники. В 1945 году было принято постановление о восстановлении Махачкалинского дорожного техникума. Для организации учебного процесса техникуму было выделено пустующее двухэтажное здание по улице Маркова, 29 и небольшое двухэтажное здание областного призывного пункта, которое после окончания войны уже не использовалось по назначению.

Первый год занятия проводились в комнатах общежития. На первом этаже размещались кабинеты для административно-управленческих служб, бухгалтерии и преподавателей. Комнаты второго этажа были оборудованы под общежитие, так как приезжали на учебу в основном из отдаленных районов Дагестана по разнарядке обкома ВКП(б).

Бытовые условия для учащихся и преподавателей были очень суровые. Единственный водопроводный кран находился во дворе и, чтобы в зимнее время он не замерз, нужно было постоянно следить за ним, утеплять, давать воде течь тонкой струйкой. Первый послевоенный выпуск в количестве 20 техников-дорожников состоялся в 1949 году.

...Шли годы, техникум постоянно пополнялся оборудованием. Были построены лаборатории дорожно-строительных материалов. Рос автомобильный парк республики. Встал вопрос о подготовке кадров для ремонта и обслуживания автомобилей, и в 1961 году в техникуме открывается автомобильное отделение, в том же году было открыто и заочное отделение.

При подготовке к открытию новой специальности была произведена реконструкция учебного здания за счет пристройки третьего этажа. На улице Батырая было построено двухэтажное здание общежития. Там же были построены гараж для учебной машины и склад. В техникуме не было спортивного зала, а поэтому на свободной территории перед зданием общежития организовали спортивную площадку, на которой можно было заниматься физкультурой в теплое время.

До 1969 года техникум размещался в трехэтажном здании по улице Маркова, 29 и располагал лишь 19 плохо оборудованными учебными кабинетами. Обеспеченность общежитием составляла лишь 40%. Отсутствие мест в общежитиях сдерживало количественный прием учащихся, так как поступали на учебу в основном ребята и девушки из горных районов Дагестана. Материальное положение у горцев было недостаточно хорошим и, узнав, что в техникуме нет общежития, они поступали в другие учебные заведения.

В 1969 году на окраине Махачкалы был введен в эксплуатацию двухэтажный учебно-лабораторный корпус автомобильного отделения с полезной площадью 1277 кв. м. Территорию рядом с корпусом закрепили за техникумом и на ней начали строить учебные мастерские и лаборатории общей площадью 760 кв. м. Они введены в эксплуатацию в 1970 году. Рядом были построены гаражи для учебных автомобилей и оборудованы места для хранения дорожно-строительной техники; на территории техникума началось строительство общежития на 286 коек. Одновременно строилось здание учебного корпуса дорожного отделения со спортивным залом, конференц-залом, помещениями для администрации и административных служб. На втором этаже отведены помещения под читальный зал и библиотеку с книгохранилищем.

После сдачи в эксплуатацию этого корпуса техникум получил возможность организовать учебный процесс в одну смену. Наличие значительного количества аудиторий позволило перейти на кабинетную систему обучения студентов.

В 1978 году техникум получил пятиэтажное здание общежития на 410 коек с буфетом и столовой. Появилась возможность на 100% обеспечить студентов местами для проживания. Общежития располагаются рядом с учебными корпусами, а это позволило активизировать воспитательную работу среди студентов и поднять физкультурно-массовую работу.

В настоящее время колледж имеет множество учебных кабинетов, лаборатории, вычислительный центр, читательский зал, которые оснащены современным оборудованием, приборами, макетами, техническими средствами обучения, персональными ЭВМ и другой техникой.

Для организации практических занятий колледж располагает мастерскими: слесарной, станочной, для тепловых работ. Имеются гаражи для автомобилей и дорожной техники. Открыты ремонтные цехи для производства следующих видов работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей:

• обслуживание и ремонт ходовой части автомобилей;

• обслуживание и ремонт трансмиссии автомобилей;

• обслуживание и ремонт механизмов управления;

• обслуживание и ремонт приборов системы питания карбюраторных двигателей;

• малярный цех;

• моечное отделение;

• шиномонтажный цех.

Для диагностики состояния автомобилей имеется специальный цех, оборудованный современными диагностическими приборами и стендами. Рабочие цехи позволяют организовать производственную и технологическую практики студентов.

АДК имеет Дворец спорта, в котором регулярно проводятся различные соревнования республиканского и всероссийского уровня.

Современная материально-техническая база и высокий интеллектуальный потенциал педагогических кадров колледжа дает возможность готовить высококвалифицированных специалистов для республики и страны.

В колледже в настоящее время работают опытные преподаватели. Многие из них, кроме педагогического, имеют и производственный стажем работы. Учащихся колледжа обучают доктора и кандидаты наук, заслуженные учителя РФ и РД, почетные работники среднего профессионального образования РФ. 9 преподавателей и сотрудников награждены знаком «Почетный дорожник». Ведется большая научно-методическая работа, издано немало учебников и учебных пособий.

АДК является членом Международной ассоциации автомобильно-дорожного образования (МААДО). По числу чемпионов мира, Европы, России, призеров Олимпийских игр АДК по праву считается одним из лучших ссузов Российской Федерации. В колледже создана служба маркетинга и служба трудоустройства, деятельность которых привела к увеличению вдвое контингента студентов за последние 5 лет.

Колледж имеет в наличии достаточную материально-техническую базу, позволяющую на качественном уровне проводить учебно-воспитательный процесс. Построен учебный полигон, функционирует отраслевой региональный центр повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, сформирована эффективная система социального партнерства с республиканскими дорожностроительными и транспортными организациями и предприятиями.

В настоящее время общее количество студентов колледжа (очной и заочной форм обучения) – около 2 тысяч человек. Обучение в колледже осуществляется по семи специальностям. Колледж по праву гордится многими своими выпускниками. Двое из них – Н.А. Земцов и П.М. Крутов – стали Героями Советского Союза, а Х.М. Магомедов – полным кавалером орденов Славы.

К своему 85-летию колледж подошел с достойным жизненным багажом. Коллектив и учащиеся колледжа встретили юбилей родного учебного заведения полные сил, творческой энергии и желания учиться и обучать. Долгих лет тебе, колледж!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

18