Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

30.11.2017 10:28 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 29.11.2017 г.

Социально-педагогическая запущенность учащихся начальной школы

Автор: А.Б. Сулаева
педагог-психолог, МКОУ «СОШ № 7», г. Буйнакск

Социально-педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатком воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Это состояние, противоположное развитости, обученности: отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе. Внутренними причинами могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция и другие.

Крайне неблагоприятным для развития личности ребенка является сочетание враждебного отношения к ребенку со стороны педагогов и родителей, авторитарного характера обучения и воспитания в семье и школе и пассивной или противодействующей позиции ребенка.

Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве примерно с трехлетнего возраста и совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. В младшем школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и другие. В этом случае начинает складываться дисгармония психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним.

Социально и педагогически запущенные младшие школьники, как правило, характеризуются неадекватной самооценкой – либо завышенной, либо заниженной. Они менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдается негативизм, упрямство, эгоцентризм.

Психологический механизм социально-педагогической запущенности – это гиперприспособление. Оно выражается в позиции «не такой, как все», возникновении психологической незащищенности ребенка и связанных с ней защитных форм поведения, прежде всего агрессивных.

Запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, неуверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям. У таких детей слабая концентрация внимания, повышенное моторное беспокойство и отвлекаемость, отсутствует чувство страха в ситуациях повышенного риска. Они игнорируют социальные требования и культурные нормы поведения. В отношениях со взрослыми чувствительны к угрозе, застенчивые, робкие, легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности. Такие дети пытаются компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Младшие школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «неумный», «слабо учится» и др.).

Обычные дети, ориентируясь на позитивные оценки взрослых («молодец», «умница») в учении, выделяют эти характеристики как основные и положительно оценивают эти качества у себя (Например: «Я – умный и хочу быть еще умнее, как наша учительница»). Позиция хорошего ученика, желающего и умеющего подчиняться, добросовестного, аккуратного, способствует уравновешенности ребенка, обуславливает его открытость, сдержанность и высокий самоконтроль. Запущенный же ребенок ощущает себя неумным, плохим учеником, непринятым, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

21