Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

03.10.2017 10:25 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 29.09.2017 г.

Здравствуйте, дети!

Автор: В. Львова

Патимат Магомедовну, заместителя директора восьмой школы в Кизилюрте знают все. Она из тех, о ком Александр Пушкин сказал: Иразиханова талантлива потому, что любознательна и не ленива.

Когда с ней ходишь по школе, удивлению нет конца. Она всех учеников знает по имени, она в курсе их семейных проблем: на одного строго прикрикнет, другого нежно обнимет, третьему шепнет что-то личное в ушко. А какое у нее потрясающее чувство юмора?! Рассказали недавний случай. В одной конторе одна из сотрудниц безбожно хамила, и учителя приходили от неё расстроенные. Патимат Магомедовна пошла на «разборки», а та её послала очень далеко, на что Иразиханова спокойно ответила: «Туда, куда ты меня послала, мы вместе пойдем, а вот моих учителей, пожалуйста, никуда не посылай, они у меня ранимые и интеллигентные и могут не дойти до того места, куда ты их посылаешь». После того разговора отношения грубой сотрудницы к посетителям резко изменились.
Не только с чиновниками, а также с любым родителем Патимат Магомедовна находит общий язык. Мы сидели в её кабинете, когда к ней заглянула родительница с вопросом: как её сынишка решил контрольную работу. Узнав, что не очень качественно, стала возмущаться. Патимат Магомедовна, не стала устраивать перепалку, а пригласила мальчика в свой кабинет и при матери дала ему те же задания. Когда женщина увидела результаты контрольной, сбавила свой тон претензий и обид.
– В воспитании мелочей не бывает, – мудро заметила она, когда мы с ней остались наедине. – Нужно позволять ребенку не согласиться с вами, хотя это очень сложно. Но свобода суждений установит взаимоуважение между вами и вашим учеником. Нужно внимательно прислушиваться к его высказываниям и ни в коем случае не осуждать его точку зрения. Просто необходимо объяснить, «что такое хорошо, а что такое плохо», подчеркнув при этом, что не пытаетесь ничего ему навязывать... Не надо сверлить его глазами. Если во время беседы вы стараетесь заглянуть ребенку прямо в глаза, например, чтобы понять, лжёт он или нет, он автоматически начинает волноваться, даже если его совесть чиста. Не нужно стараться увидеть ребёнка насквозь, нужно прежде всего верить в него, понять его...
Во время разговора с Патимат Магомедовной я услышала такую историю. Шесть лет назад в школу привели первоклассника, не признающего никакой дисциплины, нервного, капризного и суперактивного. Родители честно признались, что не знают, отчего он такой родился, и как научить его дисциплине. Мало того, отец применял к нему физическую силу, а проще говоря, бил. Этого бесбашенного ребенка Патимат Магомедовна привела к своей дочери – учительнице начальных классов Джамиле Османовне, отличающейся выдержкой и спокойным нравом. Мальчик вёл себя настолько неадекватно, что Джамиля буквально за голову хваталась. Он мог без разрешения спокойно ходить во время урока, огрызался, дрался, а однажды решил выпрыгнуть из окна третьего этажа. В тот кошмарный день потрясенная и испуганная Джамиля Османовна буквально ворвалась в кабинет к Патимат Магомедовне и с порога выпалила: «Или я, или он!» Мать спокойно посмотрела на возбужденную дочь и ровным голосом ответила: «Пиши заявление об увольнении. Если ты не способна своей любовью и терпением воспитать этого мальчика, то грош тебе цена как учителю. Если я его переведу к другой учительнице, то получается, что ограждаю тебя от трудностей: тогда грош цена мне как матери и заместителю директора. Думай сама, как выйти из создавшегося положения. Главное, что ты должна осознать: авторитет у ребенка ты заслужишь только в том случае, если всегда будешь спокойной и нежной в любой ситуации. Покажи ребенку, что просто даёшь ему советы, но ни в коем случае не лезешь в его душу, – и тем самым ты предоставляешь ему свободу выбора и получаешь возможность быть услышанным. Не принимай вызов! Он пытается задеть тебя за живое, но ты должна знать, что бой не начнется, пока ты сама не захочешь в нём участвовать. Вместо того, чтобы принять вызов, возьми передышку. Спокойно закрой глаза и внутренне улыбнись себе, дескать, всё у тебя прекрасно, или отойди от него. Время поможет остыть, отвлечься, а ученик поймет, что такой номер с тобой не пройдет. Твой враг – не ребенок, а твои собственные неуправляемые эмоции»...
Коллеги Иразихановой мне много доброго рассказали о своей наставнице. Так, она является Почётным работником образования РФ, Заслуженным учителем РД, Отличником образования РД, заместителем директора, учителем высшей категории. Её педагогический стаж составляет 42 года! Она всегда видела себя только у доски. Сколько раз представляла одну и ту же сцену, как она заходит в класс и торжественно произносит: «Здравствуйте, дети!» Мечты, как обычно, всегда сбываются...
По инициативе Патимат Магомедовны в школе оборудован методический кабинет, где собраны учебно-методическая литература, видеоматериалы, таблицы, тесты проверки уровня развития учебных способностей и др. Недавно она представила на кафедру начального обучения ДИПКПК реферат на тему «Психологические аспекты проблемы подготовленности детей к школьному обучению», который получил высокую оценку.
Опыт работы Патимат Магомедовны распространен в республиканских школах.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4