Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

03.10.2017 10:21 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 29.09.2017 г.

О "лайках", "смайликах" и пользе чтения

Автор: В. Львова

О Насихат Каримулаевне Мурадисовой, заместителе директора Комсомольской школы писать одно удовольствие: более позитивного и отзывчивого человека, чем она, редко в жизни встретишь. А встретившись, не наговоришься о школьных делах, о которых можно рассуждать бесконечно...

Решила затронуть тему детской безграмотности. Если верить статистике, а я в неё верю, доля россиян, которые никогда не читают книг, составляет 46 процентов; 36 процентов читают от случая к случаю.
Когда-то грамотным считали того, кто умеет читать и писать. Сегодня выяснилось, что знания букв и умения складывать их в слова недостаточно: некоторым детям трудно до конца понять смысл прочитанного или услышанного. Что мешает? Неграмотность означает неумение читать и писать, а для некоторых из детей любые тексты как высшая математика.
«Функциональная неграмотность – это неумение комплексно пользоваться навыками чтения, счёта и письма, – утверждает психиатр Григорий Горшунин, – неспособность встраивать их в своё социальное поведение, получать преимущества за счёт усвоения новой информации».
– Степень функциональной неграмотности бывает разной, и не у всех она, к сожалению, вызывает тревогу, – с грустью констатирует Мурадисова. – Часто от молодых людей можно услышать фразу, дескать, учился в школе кое-как, а живу материально лучше, чем мои одноклассники-отличники. Всё, что нужно, я просто диктую секретарю, и проблем не возникает.
Однако, учёные бьют тревогу: 30 процентов учащихся функционально неграмотны. Они не могут выделить главную мысль в тексте, найти заданную информацию, не понимают связности событий. Россия заняла 27-е место по уровню грамотности в этом исследовании. Эти цифры, на мой взгляд, даже завышены.
Мы с Насихат Каримулаевной провели в школе конкурсы чтецов «Поэзия – детям» среди учащихся начальных классов. После прочтения стихотворения юным чтецам задавали вопросы о значении слов из прочитанного. Оказалось, что многие конкурсанты просто тупо заучивали текст, абсолютно не вникая в их смысл. Когда Насихат Мурадисова изложила эти печальные выводы учителям, те тут же нашли причину: незнание русского языка. Дескать, приезжают в школу из дальних селений, где дома разговоры ведутся лишь на родном языке.
– Ведь и так всё ясно, – сокрушается Насихат Каримулаевна, – что в обучении важно соблюдать принцип «от простого к сложному». Естественно, нет смысла сразу браться за большие тексты. Начинать лучше с небольших фрагментов, может быть, даже с предложений, затем переходить к рассказам и так, поэтапно, продвигаться к более сложным уровням. Чтобы понимать смысл текста, мало умения читать и способности обдумывать прочитанное, нужна еще и культурная грамотность. Длинные предложения нашим детям непонятны и не нужны в век лайков и смайликов. Даже учебник читать сегодняшним детям трудно, в заданном на дом параграфе им не удаётся найти ответ на вопрос.
– Насихат Каримуллаевна, если бы у меня не было личных доказательств, то и не стоило бы писать об этом. На днях разговаривала с чиновницей из министерства образования, и она поведала такую историю. В одном закрытом военном городке, где детям не разрешалось сидеть перед компьютером, пользоваться сотовыми телефонами, а только читать книги и делать уроки, проверили знания школьников, и были просто потрясены их глубокими знаниями. Как говорится, и собаку можно научить математике. Обычно учителя ссылаются на то, что неграмотность проявляется у детей из малообеспеченных семей. Категорически не согласна с этими выводами. Приведу пример из личной жизни. В нашей многодетной семье (десять детей), все поступили в вузы, и читали мы буквально запоем. Причём мальчики проявляли в этом больше энтузиазма, чем мои сестрёнки.
– Для того, чтобы дети за летние каникулы не разучились читать, учителя дают им задание, как можно больше читать художественную литературу. И это правильно.
– Неужели можно разучиться читать?!
– К сожалению, можно! Это не то что ездить на велосипеде. Когнитивные, то есть познавательные, навыки отличаются от моторных. Моторным навыком достаточно овладеть один раз, и он сохранится на всю жизнь. А вот с игрой на фортепьяно, чтением так уже не получится, потому что в них задействованы не только моторные, но и когнитивные навыки. Чисто когнитивные навыки утрачиваются еще быстрее. По этой причине в нашей школе мы стараемся, чтобы наши учащиеся не пополнили эту грустную статистику, касающуюся безграмотности. Мы им стараемся привить высокую мотивацию к учению, чтению современной детской литературы.
В свою учительскую работу мы включаем три главных направления: эстетическое, патриотическое и исследовательское. Задаём тон отношений учащихся к прекрасному. К этому действу привлекаем и родителей.
Насихат Каримулаевна старается не травмировать детей оскорблениями, резкими высказываниями в их адрес. Она щадит их нежные детские души.
Мурадисова делает всё, чтобы школьная информация по мере насыщения детского ума, больше затрагивала чувства. Она старается развивать душевный и духовный потенциал ребенка.
Прав был Максим Горький, однажды написавший: «Всем хорошим в себе я обязан книгам». А Яков Козловский подчеркнул:
«Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят…»
Помня об этом, Насихат Каримулаевна чаще использует в своей речи добрые, приятные уху и сердцу слова.
Когда покинула школу, то вспомнила свою приятельницу, уехавшую помочь дочери в воспитании внука в Америку.
Мальчику семь лет. Моя приятельница доказала, что её внук прочитал 100 книжек. Его проверила комиссия и выдала медали как лучшему читателю, а ей, как самой образцовой бабушке. В мэрии их поздравили, вручили им подарки и еще выделили деньги на книги, которые мальчик должен будет приобрести и прочитать.
Что тут скажешь?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23