Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

03.10.2017 10:17 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 29.09.2017 г.

Музей – река жизни...

Автор: В. Львова

Время неумолимо идёт вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Школьники в настоящее время мало знают о прошлом нашей страны. Возникает постоянная необходимость приобщать их к истокам героизма дедов, укреплять живую связь времён и поколений.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогических коллективов по формированию у детей высокого патриотического сознания.
Прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать её историю, активно участвовать во всех школьных делах и акциях.
На днях заместитель школы № 50 им. Расула Гамзатова Хадижат Шахбановна Никатуева провела среди первоклассников опрос на тему «Мой Дагестан». Вопросы были разные, но её обрадовали ответы. Выяснилось, что первоклассники очень хорошо знают о жизни и творчестве великого поэта Р. Гамзатова. И тому нашлось объяснение: школьный музей Расула Гамзатова, открытый на первом этаже, сыграл добрую службу. Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс формирования у детей активной жизненной позиции и высокой нравственности.
Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, запах – всё вызывает волнение, трепет души и интерес. Именно здесь, в музее, узнают ребята неизвестные страницы истории родного края, о людях, которых хорошо знают, но не знали об их значимости и роли в жизни республики, страны. Музей – это река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники. Во все времена развитие культуры и образования, нравственности и патриотизма было связано с изучением исторического прошлого.
Любовь к Родине воспитывается не только словами, а прежде всего делами. Широкое поле деятельности в этом направлении открывает работа в школьных музеях.
Идея создания музея великого поэта у директора школы Махача Абдулбасировича Изиева появилась сразу, как только ему предложили руководящую должность. Он считает: музей – это необходимая «мастерская» для формирования детской души, кладовая разнообразных методических приёмов, «машина времени», которая помогает ребятам совершать экскурсии в прошлое.
Учительница родного языка Роза Алисултановна Халифаева, получившая грант 200 тысяч рублей, без раздумий передала деньги создателям музея. Учительница рисования Раиса Алексеевна Гомжина создала шедевры: огромных размеров картины, изображавшие аул Цада, где родился Расул Гамзатов, портреты его родных и близких достойно заняли свои места в музее.
Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры. Стержнем любого музея является история. Здесь каждая вещь напоминает о прошлом, имеет свою историю. Красочные стенды, буклеты, альбомы рассказывают нам о той или иной странице истории нашей Родины, города, школы. Через музей ведётся исследовательская работа с учащимися, разрабатываются новые темы.
У музея свой язык. Язык музейных реликвий – документы, вещи, книги, грамоты, оружие. Безмолвные свидетели прошлой жизни, они волнуют не меньше, так как пробуждают добрые, неведомые раньше чувства, и оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Отчизне.
Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся как эстафета поколениям нынешним и будущим.
– Мы подготовили прекрасных экскурсоводов, – охотно делится своими мыслями Роза Алисултановна. – Это Диана Рабаданова, Ямина и Алина Абдулкеримовы, Лейла Садирова. У каждой из них своя тема беседы: «Знакомство с музеем», «Творчество Расула Гамзатова», «Человек аула и планеты», «Журавли», «Отец, муж, семьянин»...
В музее проходят встречи с творческими людьми, конкурсы чтецов, награждения победителей.
Активная работа в музее не затухает, а возрастает с годами, о чём свидетельствует "Книга отзывов".
Школьникам нужны положительные образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм.
Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов и воспитателей в этом направлении огромно. Каждый из нас должен задуматься над тем, каким вырастит ребёнок, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

39