Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

09.01.2017 14:56 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 31.12.2016 г.

Приучить детей к труду – превыше всего

Автор: Д.К. Меджидов
ГБОУ ДО РД «Республиканский эколого-биологический центр учащихся»

Ученые в области педагогики уделяли и  уделяют особое внимание трудовому  воспитанию детей, молодежи. Этот процесс не происходит автоматически, он требует  определенных усилий, как со стороны родителей, так и педагогов школ, учреждений дополнительного образования.

Сегодня школа преимущественно делает особый акцент на умственном развитии молодого человека, на его творческом потенциале, умении самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свой кругозор, на развитии взаимоотношений, взглядов и активном участии во всех сферах жизни. В силу каких обстоятельств ребенок должен  быть постоянно  включенным в те  или  иные формы общественной практики? Только практические виды деятельности  детям могут дать позитивное представление о себе и об обществе в целом. Это возможно при включении ребенка в непосредственную трудовую деятельность на учебно-опытном участке школы, школьной мастерской, трудовом объединении детей, ученической производственной бригаде, а также в кружках по интересам учреждений дополнительного образования. Если  таковые отсутствуют, то воспитательное  воздействие на ребенка окажут другие формы влияния, результат действия которых  может  оказаться в противоречии с реальными целями воспитания. Роль педагога в этом случае заключается в поддержании и направлении развивающего интереса не только на своем предмете, но и на другие области познания, так как сфера трудовой деятельности в  настоящее время становится проблематичной в силу иных приоритетов в профессиональной ориентации.
Если же речь идет о том, каков взгляд современной молодежи на труд, то с изменениями в обществе трансформировались и их взгляды и установки. Следует отметить парадоксальное положение. Молодежь стала более информированной, просвещенной в области техники, но вместе с тем менее самостоятельной, а с точки зрения психологии более инфантильной.
В большинстве случаев представители молодого поколения ориентированы на  себя, на свои потребности, чем на ценности  коллективного сосуществования. Это минимизирует организационную деятельность и  личностную ответственность. Сегодня понятие «труд» у учащейся молодежи менее эмоционально насыщено, чем в прежние годы.Даже просьба  учителя вытереть  доску вызывает возмущение большинства учеников и некоторой части родителей, к сожалению.
Непосредственное пребывание на учебно-опытном участке образовательных учреждений с группой детей, позволяет проранжировать ценностный ряд в сознании подопечных. На все духовно-нравственные беседы дети парируют примерами из жизни, оправдывающие приобретение материальных ценностей без серьезных трудовых усилий. Это свидетельствует о крайней необходимости в нынешних условиях проведения систематической и целенаправленной работы всего педагогического коллектива образовательного учреждения совместно с родителями по трудовому воспитанию учащихся.
В общеобразовательных школах республики, несмотря на некоторые положительные результаты, по трудовому воспитанию и профориентации школьников в современных условиях, еще не достигает своих основных целей формирование у детей профессионального самоопределения с учетом  субъективных интересов и индивидуальных особенностей каждой личности.
Следует помнить: особенностью современного мира профессий является то, что  человеку нужно стремиться овладеть не одной специальностью, а несколькими смежными.
Эта объективно  противоречивая  ситуация нередко становится причиной  падения у учащихся интереса к выбору профессии, поэтому здесь огромную роль должна играть и специальная психологическая  работа.
Одной из причин, препятствующей трудовому обучению и воспитанию учащихся является, на мой взгляд, то, что во многих  школах занятия по труду и профильным дисциплинам поручаются представителям других учебных направлений, у которых нет для этого соответствующего образования. В целом, профильно-ориентированное трудовое воспитание в школе, особенно  сельской, не представлено, хотя её сельскохозяйственное окружение позволяет  обеспечить связь обучения и труда. Скорее всего, такое положение будет до тех пор, пока трудовое воспитание в школе  не станет  приоритетным.
Думается, мы, педагоги, должны проявить к этой проблеме особый интерес и сделать все возможное, чтобы труд стал потребностью каждого.
Следовательно, на школу и учреждения дополнительного образования возлагается особая ответственность в подготовке молодого человека, способного реагировать на вызовы жизни. Ориентация на трудовую  деятельность в самых разных направлениях   даст возможность учащимся приобретения личного опыта, установления межличностных отношений, попробовать свои  силы, а также сделать правильный выбор будущей  профессии. На формирование добросовестного  отношения к труду в современных условиях влияет и стимулирование учащихся на  конечный результат. Это, прежде всего, организация в школах постоянных или же  временных трудовых объединений с выполнением определенной работы за оплату, проведение конкурсов, выставок и творческих ярмарок, где учащиеся  могут  реализовывать  свои творческие поделки и другую  продукцию. Необходимо также  приучить ребенка не  просто зарабатывать деньги, но  и  тратить их рационально.
В недавнем прошлом были учебно-производственные комбинаты, которые приобщали детей к  труду. Очень жаль, что они прекратили свое  существование. Комбинаты позволяли детям, работая в коллективе, развивать как эмоционально-волевую сферу, так и приобретать опыт межличностного общения. В  результате чего, после окончания  школы, многие  из них предпочтение  отдавали работе на родной земле, в колхозах, совхозах, на заводах и фабриках.
Огромную роль в трудовом  воспитании и профессиональной ориентации играет и средства массовой информации. До недавнего времени очень мало упоминали о людях труда, в том числе сельскохозяйственного. Припоминается  телепередача с приглашением ректора Дагестанского государственного сельскохозяйственного института – М.М. Джамбулатова, где к завершению передачи он поблагодарил ведущего, подарил картину с изображением красивой коровы и сказал: «Повесьте, пожалуйста, на видное место, чтобы хоть иногда  вспоминали о сельском хозяйстве. «Хоть иногда», – он сказал потому, что в те годы почти  не было таких передач, где бы пропагандировали труженика  села и сельского труда. Магомед Маммаевич приложил много усилий для развития этой отрасли  производства, подготовки высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства,  ему не было безразлично последствия происходящих изменений, переживал  за  упадок сельскохозяйственного производства, болел за будущее нашей республики, страны и развития аграрного сектора.
Следует отметить, что с приходом  нового руководства в республике ощутимо  поменялось отношение к школе, селу, национальным ремеслам и  культуре. Большое  внимание уделяется  воспитанию  любви к своему селу, городу, земле, малой родине, а также приобщению детей к труду. Отрадно, что с объявлением в республике  Года  садоводства, во многих школах начали  возрождать школьные сады, учащиеся стали  активно принимать непосредственное участие в трудовом процессе. Несмотря на это, школы и другие образовательные учреждения  сталкиваются с финансовыми трудностями для приобретения посадочного  материала и необходимых инструментов. Энтузиасты некоторых  школ организовали  школьные фермы и  успешно  функционируют детские  трудовые объединения и  ведётся повседневная воспитательная работа  с детьми. На сегодняшний день, к сожалению, не все директора школ, учителя труда и руководители других образовательных учреждений заинтересованы в этом.
Для полномасштабного ведения работы  по трудовому  воспитанию учащихся и их профориентации необходим соответствующий  документ правительства, обязывающий непосредственное его выполнение. Возникает также и необходимость инвентаризации земельных участков сельских школ для уточнения реальной картины обеспеченности их учебно-опытными участками. Чтобы запустить предполагаемое «аграрное  колесо» с  новым  размахом нужно, в первую очередь, обучать и воспитывать будущих хозяев земли со школьной скамьи, прививая любовь труду и, самое главное, чтобы  ребенок осознал надобность трудиться.
О трудовом воспитании детей недавно говорили и на Форуме общероссийского фронта «Форум действий. Регионы» в Йошкар-Оле, где присутствовал В.В. Путин.Участники заседания предложили внести  изменение в закон «Об образовании» и признать трудовое воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса каждой школы. Надеемся, что наряду с другими актуальными  проблемами  страны  разрешат и вопросы трудового воспитания детей.
Только трудолюбивые, преданные своей земле, любящие Родину люди сделают  страну цветущей и развитой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

63