Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

16.09.2016 12:42 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 13.09.2016 г.

Гигиенический режим обучения в школе

Автор: Беседовала Лейла Тагирова

Правильно организованное обучение в школах способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.
О том, как организовать образовательный процесс в школе, образовательном центре, гимназии или лицее,  о наиболее частых нарушениях в образовательных организациях с точки зрения гигиенических требований рассказала Марина Рамазанова –
главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора
по Республике Дагестан.

- Марина Рамазановна, каковы основные нарушения режима образовательного процесса в школах?
- Если говорить о нарушениях режима образовательного процесса, которые чаще всего встречались в образовательных организациях столицы в предыдущие годы, можно привести следующие примеры. При составлении расписания не были учтены недельная и дневная умственная работоспособность обучающихся и шкала трудности учебных предметов (уроков). Не предусматривалось проведение на уроках физкультминуток и гимнастики для глаз с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся. После 2-го и (или) 3-го урока не были установлены перемены продолжительностью 20 минут. Отмечалось уменьшение продолжительности перемен между уроками. Бывали случаи, когда число уроков в день превышало допустимое. В 1-м классе во втором полугодии иногда предусматривались домашние задания.

- На что обращают внимание при проверке по данному вопросу?
- При проведении плановых и внеплановых проверок обращают внимание на соответствие деятельности организации требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10. В первую очередь рассматриваются: время начала учебных занятий, число смен, величина недельной образовательной нагрузки, распределение учебной нагрузки в течение учебной недели, объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня. Обращают внимание на наличие отдельных расписаний для обязательных и факультативных занятий, проведение комплекса упражнений для профилактики утомления глаз и физических упражнений для профилактики общего утомления, моторную плотность занятий физической культурой, использование разных по характеру заданий и видов деятельности на занятиях трудом, объем домашних заданий, учет при составлении расписания недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (уроков), чередование разных по сложности предметов в течение дня и недели, отсутствие сдвоенных уроков в начальных классах. Важны продолжительность урока (академический час), организация обучения в 1-х классах, наличие в расписании облегченного учебного дня в четверг или пятницу, продолжительность перемен между уроками, наличие перерыва между сменами и его продолжительность, профилактика утомления, нарушений осанки и зрения обучающихся на уроках, чередование во время урока разных видов учебной деятельности.
Во всех случаях несоответствия действующим требованиям за выявленные нарушения юридическому лицу, будь то школа, образовательный центр, гимназия или лицей, и должностным лицам назначают административные наказания. При наложении административных штрафов также дают соответствующие предписания, за которыми осуществляется контроль.

- Скажите, пожалуйста, в какое время могут начинаться занятия? Могут ли проводиться нулевые уроки и занятия в три смены?
- Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Учебные занятия следует начинать не раньше 8 часов утра. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается.

- Какой объем нагрузки допустим в школе?
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должны превышать требования, установленные СанПиН 2.4.2.2821-10.

- Как можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность?
- Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используют для проведения общественно полезных практик, исследований, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещения театров, музеев и других мероприятий. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

- Как распределяется образовательная недельная нагрузка и как составляют расписание обязательных и факультативных занятий?
- Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели. При этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов не должен превышать четыре урока, 2-4-х классов – пять уроков, 5-б-х классов – шесть уроков, 7-11-х классов – семь уроков.
Расписание уроков составляют отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим числом обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

- Каков общий объем дневной нагрузки?
- Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1-х классов четыре урока и один раз в неделю пять уроков за счет урока физической культуры, 2-4-х классов – пять уроков и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физической культуры, 5-7-х классов – не более семи уроков, 8-11-х классов – не более восьми уроков.

- Что учитывают при составлении расписания уроков?
- Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал от 10 до 12 часов. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Следовательно, в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2-3-м уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования – на 2-м, 3-м и 4-м уроках.
Умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели неодинакова. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в ее начале (понедельник) и в конце (пятница).
В связи с этим распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. В эти дни в расписание уроков включают предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1,2,3 приложения 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10), либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4-м уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3 приложения 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физкультуры уроки с письменными заданиями и контрольные работы не проводятся.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее число баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
В конце 2015 года постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 в СанПиН были внесены изменения. Следовательно, в новом 2016/2017 учебном году расписание надо составлять с учетом этих изменений.
- Как следует чередовать предметы в расписании, учитывая степень их сложности?
- При составлении расписания уроков следует чередовать разные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередуют с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередуют с гуманитарными.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы нужно проводить на 2-м уроке, 2-4-х классов – на 2-3-м уроках, 5-11-х классов – на 2-4-х уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводят, допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, в бассейне).
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

- Какой должна быть продолжительность уроков?
- Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го и компенсирующего классов, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60-80%.

- Как составляется режим обучения в 1-х классах?
- Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
• учебные занятия проводят по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
• использование «ступенчатого» режима обучения (в сентябре-октябре – по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по четыре урока в день по 35 минут каждый, в январе-мае – по четыре урока в день по 40 минут каждый);
• в середине учебного дня рекомендуется организовать динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут;
• обучение проводят без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
• в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения организуют дополнительные недельные каникулы, возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

- Должны ли быть облегченные дни?
- Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

- Какими должны быть перемены?
- Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го урока) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы можно увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводят на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

- Каким должен быть перерыв между сменами?
- Перерыв между сменами для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания должен составлять не менее 30 минут. В случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Штрафные санкции

Если расписание в общеобразовательной организации составлено неправильно, с нарушениями СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», то это грозит штрафными санкциями до 70 тыс. рублей для юридического лица, не говоря уже о штрафе директору школы (Ч. 1, ст. 6.7 КоАП РФ).
Если правонарушение совершается повторно, сумма штрафа составляет 150 тыс. рублей для юрлица и 15 тыс. рублей для должностного лица (Ч. 2, ст. 6.7 КоАП РФ).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

338