Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

27.08.2016 11:58 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13-14 от 23.08.2016 г.

Эффективное управление – залог качества образования

Автор: С. Исрапилова

Происходящие изменения в социально-экономическом устройстве России с начала 90-х годов, обусловившие реформирование сферы образования, предполагают коренные изменения и систем управления образованием на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

Потребность муниципального управления развитием образования как системы привело к необходимости смены его целевых ориентиров, которые связаны с обеспечением социальной функции образования. Во-первых, это цели формирования единого образовательного пространства, обеспечивающие высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения. Во-вторых, это формирование практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры. В-третьих, это превращение образования в развивающуюся систему, способную обеспечить развитие личности и местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами.

В этой связи во многих муниципальных образованиях идет процесс формирования новых управленческих структур, разрабатываются современные модели и методы управления образованием, соответствующие муниципальной системе.
Для того, чтоб лучше знать о практике эффективного управления в сфере муниципального образования, мы встретились с начальником Управления образования г. Хасавюрта Русланом Мавлановичем Ибрагимовым.
Мой собеседник знает о муниципальном образовании почти все! 43 года отдал он развитию образования и воспитанию подрастающего поколения.

– Руслан Мавланович, сегодня об эффективности управления, оптимизации рабочих процессов не говорит только ленивый. Вы человек, столкнувшийся с этим явлением, что называется, «на переднем крае». Расскажите, какие подводные камни ждут руководителя на этом пути, как их обойти?
– Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований муниципального управления образованием, требует новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности муниципального управления образованием. Под эффективностью муниципального управления образованием подразумевается успешность выполнения первоочередных задач, каждая из которых связана с обеспечением социальной функции образования. Это формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения.
Большую роль играет социализация и воспитание подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и национальной культуры. Наша задача сделать все возможное, чтобы образование стало развивающей и развивающейся системой.
Структурная перестройка сети образовательных учреждений позволяет удовлетворять запросы новой внешней среды. У нас в городе функционируют 3 прогимназии, 8 детских садов, работающие по авторским программам. Увеличилось количество детских садов, работающих по направлениям художественно-эстетического и интеллектуального циклов. На базе яслей-сада начинают функционировать центры здоровья, эколого-биологические центры, центры эстетического образования.
Во всех наших школах мы широко практикуем дистанционное обучение. В течение учебного года проводится порядка 60 таких уроков в месяц каждым образовательным учреждением. Вы представляете, что значит для обычного ребенка с глубинки, сидя в своем классе в Хасавюрте, помимо пояснения своего учителя, слушать педагога из Москвы, Владимира, Звездного городка, Орехово-Зуева, Нальчика, Назрани, Нефтекумска, Гудермеса или из-за границы?! Дети сейчас более мобильны, более открыты всему новому. Такие дистанционные уроки не просто помогают им овладевать новым уровнем знаний, но и дают возможность чувствовать себя участником единого образовательного пространства. Как результат – более   высокие показатели успеваемости.
Для ослабленных детей и детей, нуждающихся в коррекции их физического и психического развития, в республике открыт дистанционный диагностический консультационный центр. 80 юных хасавюртовцев задействованы в этой программе.
В вопросе достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет в г. Хасавюрте в общеобразовательных учреждениях два года назад ввели группы краткосрочного пребывания для детей от пяти до семи лет.
Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе, по которой работают образовательные учреждения города, составлена на основе программы «Преемственность» и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ. Она готовит детей к обучению в школе, осуществляет преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Программа по предшкольной подготовке для детей 5-7 лет также направлена на создание условий для выравнивания стартовых возможностей неохваченных дошкольным образованием детей перед поступлением в школу.

– Руслан Мавланович, как известно, одна из составляющих ощутимых результатов – это спаянный коллектив. Как Вы считаете?
– Я считаю, что развитие кадрового потенциала и социальная поддержка педагогических работников  – еще один аспект эффективного управления. Дмитрий Ливанов, министр образования и науки Российской Федерации, отметил, что профессия учителя является ключевой, не только для системы образования, но и для общества в целом. Сегодня высокообразованные кадры – главный фактор в реализации намеченных нами целей. Он важнее материальных и денежных ресурсов.
Педагогические кадры, подготовленные сегодня, по знаниям соответствуют госстандарту, а практики достаточной у них нет, как и нет большого желания у молодых учителей работать с детьми. Методические службы города  усиленно работают с молодыми специалистами по обмену опытом с учителями, проработавшими в школах уже много лет. Шефство, опекунство, семинары-совещания, выездные заседания методических объединений – все эти мероприятия во многом помогают росту мастерства молодого педагога.

– Одним из «брендов» Хасавюртовского образования является знаменитая олимпиада. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Каждый год вот уже на протяжении 6 лет в г. Хасавюрте проводится Олимпиада, на которую съезжаются наиболее видные представители в сфере образовательной деятельности СКФО. Олимпиада служит неким оплотом дружбы, соседствующих республик Северо-Кавказского федерального округа. Все знают, что г. Хасавюрт является спортивной столицей, но теперь можно говорить и о том, что здесь нашли свое пристанище и представители научных кругов. Каждый год сюда стекается талантливая молодежь, которая стремится постичь все новые и новые вершины знаний. Отрадно, что Олимпиада помогает учащимся раскрыть свой потенциал, развивает творческие способности, прививает интерес к активной деятельности в различных сферах науки.
Олимпиада повышает интерес и к культурному наследию других республик. Участники начинают живо интересоваться традиционными ремеслами, обычаями, обрядами и т.д. Это, в свою очередь, ведет к укреплению братских отношений не только внутри самой республики, но и в регионе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

87