Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

27.08.2016 11:51 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13-14 от 23.08.2016 г.

Дело всех и каждого…

Автор: К. Булатова

Источник фото: http://selfisrael.ru

Август идет на убыль, приближая новый учебный год... Это значит, что в скором времени дагестанские мальчишки и девчонки сядут за парты, чтобы приобрести новые знания в комфортных условиях. 

Все это время профильное министерство выполняло намеченные программы по строительству новых школ, обеспечению учащихся новыми учебниками, предусмотренными в рамках ФГОС, создавая условия для инклюзивного образования, оснащая школы аппаратно-программными комплексами.
Глава республики Р. Абдулатипов требует от отраслевых ведомств четких, слаженных действий, обращая внимание на личную ответственность каждого руководителя. За последние три года в сфере образования республики сделан серьезный рывок, отрасль уже на новом уровне!
На протяжении ряда лет российское образование балансировало между традиционным образованием и обучением, в корне меняющем саму образовательную парадигму. Сегодня многие образовательные учреждения кардинально меняются, учащимся открываются новые возможности для самореализации, поиска, открытий, казавшихся ранее фантастическими. Такой качественный подход и должен создать стартовые условия для роста юного поколения, которому предстоит стать в ближайшем будущем тем экономическим чудом, что позволит вывести нашу страну, республику в число самодостаточных государств, регионов.
Для этого предпринимаются беспрецедентные меры. В Дагестанском институте развития образования создаются условия для педагогов республики, уверенно ориентирующихся в новых образовательных программах, а выпускники школ  поступают в самые  престижные вузы страны. В совершенно ином качестве выступает система СПО, ныне преобразованная в современную базу колледжей, где каждый выпускник может получить качественное обучение по самым востребованным современной экономикой рабочим профессиям. Замечу, это не в привычном понимании рабочий за станком, а специалист-программист со знаниями инженера. Отрадный результат – дагестанский студент промышленно-экономического колледжа стал третьим на престижном международном конкурсе рабочих профессий...
Это только начало реформы образования, предполагающей системный подход к усвоению знаний. Несмотря на все усилия, пока не удалось достичь желаемых параметров современной школы.

Участие в госпрограмме РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» позволило модернизировать региональную систему общего,  дошкольного образования,  создать  в сельских общеобразовательных школах  более 100 спортивных площадок, поощрить лучших учителей. Чем более активно профильным министерством решаются проблемы образования, тем больше убеждаешься в том, насколько сложное положение в отрасли. Возникает множество проблем не только в реализации ФГОСов, но и в решении вопросов образовательной инфраструктуры: устранения третьей смены в школах республики, ветхих школ и многих других.
Несмотря на предпринятые меры еще более 22 тыс. детей стоят в очереди на зачисление в детсады, при том, что участие негосударственного сектора позволило создать дополнительно более 26 тыс. мест. Наблюдается уменьшение общего количества обучающихся в сельской местности  и увеличение школьников в городах. Тем не менее в республике сохраняется  161 малокомплектная школа. Давно назревшее решение по переводу учащихся в школы-интернаты, где существует образовательная инфраструктура, реализовать пока не удалось.  
По госпрограмме «Доступная среда» в 166 общеобразовательных организациях республики созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. В рамках госпрограммы «Социальная поддержка граждан» обеспечены жилыми помещениями 268 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  
Помимо приведенных программ, по результатам конкурса республика включена в число регионов-участников целевой программы «Формирование востребованной системы оценки качества общего образования и образовательных результатов».    Благодаря    совместной работе федеральных, республиканских и муниципальных органов управления образованием, активной и последовательной поддержке руководства республики, удалось сформировать единое образовательное пространство, привести основные образовательные программы в соответствие с требованиями ФГОСОв, повысить качество оказываемых населению образовательных услуг, скорректировать направления профессиональной подготовки.
Активному обсуждению среди населения, педагогического сообщества подлежит и  вопрос с учебниками. В соответствии с федеральным законом «Об образовании», школы,  формируя перечень учебников, определяют потребность в них, обеспечивая их приобретение. Однако, в 2015 году в связи с ограниченностью республиканского бюджетного финансирования муниципалитетам на приобретение учебников 1-5 классов было выделено только 50 процентов средств. Остальная часть учебников была предоставлена издательствами «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово» под гарантии Минобрнауки РД. К сожалению, многие муниципалитеты до сих пор так и не рассчитались за учебники.
Разработанная программа развития образования республики на 2016-2020 годы при  активном участии ДИРО, ДНИИ педагогики, с привлечением ведущих специалистов проходит апробацию на экспериментальных площадках школ республики. Республике крайне необходимы грамотные специалисты по инженерным специальностям. Ведь на сегодня практика получения диплома «врач-юрист» продолжает оставаться проблематичной для экономики республики.   
Профильное министерство обращает внимание и на острую нехватку учителей иностранного языка. Приходится «латать дыры», чтобы в аттестате выпускника была оценка по этому предмету.
Многое делается для пропаганды русского языка. Создан совет руководителей образования. При Главе республики функционируют советы по образованию, русскому языку и языкам народов Дагестана, реализуется программа «Русский язык», ориентированная на распространение и сохранение русского языка. С Российской академией образования, Институтом русского языка и культуры при МГУ им М. Ломоносова, Российским университетом дружбы народов подписаны соглашения о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам повышения качества образования республики.
Очевидно, что реальному повышению качества образования должен способствовать уровень квалификации педкадров школ. Пока результаты аттестации показывают  низкий уровень. Более 50 процентов учителей республики не подтвердили общие стандарты. Задумайтесь над этой цифрой, педагоги! Минобрнауки республики прямо говорит о существующих проблемах в образовательной сфере, предоставляя объективную информацию. Следует решить проблему квалификации педагогов на вузовском уровне. Я думаю, что это тема для очередного совета ректоров вузов, работающих в некой разобщенности и по-прежнему выпускающих  дублирующих специалистов, не востребованных дагестанской экономикой.
Состояние образовательных учреждений в нашей республике продолжает оставаться сложным. Дело тут не только в демографии, за которой трудно поспеть, но и в том, что большая часть школ находится не в крупных городах, а в селах, где о типовых школах приходится только мечтать. Многие из них находятся в аварийном состоянии, нет необходимой инфраструктуры для реализации новых образовательных стандартов. Соответственно, это тормозит реформирование школы, создает препятствие для развития сельского школьника, лишенного необходимых информационных атрибутов, возможности развиваться наравне с его городскими ровесниками.
Отраслевой министр на совещании с руководителями и членами рабочей группы не раз напоминал: «Нам нужна полная и четкая картина материально-технического состояния школ республики для дальнейшего плана по реконструкции старых школ и строительству новых». На сегодняшний день рабочая группа уже посетила 39 муниципальных образований республики. Мы знаем, министр Шахабас Шахов лично принимал участие в выездных совещаниях. Он побывал в самых проблемных районах, где сосредоточено большое количество аварийных школ, общался не только с образовательными чиновниками, но и селянами, чьи дети обучаются в неприспособленных помещениях, лишены элементарных условий для обучения, освоения новых образовательных стандартов. Это школы в высокогорных территориях центрального, южного, северного Дагестана. Каждая такая школа взята на учет министерства. Предпринимаются беспрецедентные усилия по реконструкции, строительству школ. Вместе с тем, удивляет потребительское отношение ряда районов, где главы не обращают внимание на то, в каких условиях занимаются дети, ссылаясь на республиканские программы, которые не работают. Хотелось бы напомнить о хорошей дагестанской традиции, когда всем селом, районом горцы      возводили общественные объекты, строили больницы, школы, дороги. Или все это ушло в прошлое?  
Утвержденная федеральная программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации исходя из прогнозируемой потребности новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы» как раз и должна стать подспорьем   в обеспечении современными школами. Для   перехода на односменный режим обучения постановлением Правительства республики утверждена аналогичная подпрограмма «Содействие созданию в республике Дагестан исходя из прогнозируемой потребности новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы». На эти цели из федерального бюджета предусмотрена субсидия в размере 851,064 млн. руб. и еще 80 млн. руб. из республиканского бюджета. В рамках реализации программы в текущем году в г. Каспийске планируется ввод школы на 1224 места, что позволит ликвидировать трехсменный режим обучения в СОШ № 6.
Помимо этого, к началу нового учебного года в республике планируется открыть шесть образовательных учреждений на 2856 мест в г. Дербенте, Дербентском, Новолакском, Тарумовском районах, две школы в г. Махачкале. Кроме того, вводится в эксплуатацию школа на 60 ученических мест в с. Хидиб Тляратинского района. Возведение пристройки на 30 мест к СОШ № 37 и строительство школы  в п. Кяхулай позволят ликвидировать трехсменный режим обучения в школах №№ 37, 32, 48. В плановом порядке ведется строительство еще пяти объектов на 2014 ученических мест.
Уже сегодня республика планирует для дальнейшей ликвидации трехсменного режима строительство школ на следующий бюджетный год.  В целом, решение общей проблемы по трехсменному режиму обучения предусмотрено в 2018 году, а всего за последние три года в республике введено 18 корпусов общеобразовательных организаций на 6761 ученических мест. Форсированными темпами идет строительство дошкольных учреждений, где удачно применяется государственно-частное партнерство. И педагоги, и воспитатели привыкают к тому, что многое меняется, усиливаются требования, инициатива в освоении нового учебного материала.   
Безусловно, нельзя рассматривать деятельность образовательных учреждений без достойной зарплаты педагога. Ведь ни для кого не секрет, что сложившаяся в образовании республики ситуация с некачественным преподаванием в школах, была вызвана непопулярностью профессии педагога, ее малооплачиваемостью (связанной с непредсказуемостью в отрасли). В школу начали приходить не те, для кого школа – святая святых, а слабые выпускники педвузов, для которых школа оказалась временным пристанищем. Такой педагог и сам нуждался в коррекции образовательной профессиональной базы.
Отраслевым министерством были предприняты меры по усовершенствованию знаний педагогов на базе ДИРО. Это послужило толчком для выправления ситуации. Была пересмотрена и средняя зарплата педагогов. В 2014 году целевой показатель был достигнут по двум категориям педагогических работников: организации профобразования, где средний размер зарплаты составил 18126,0 руб. или 93 процента от целевого показателя; работающим в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где средний размер зарплаты составил 18375,6 руб. или 94,9 процента.  Не достигнутыми остались показатели по пяти категориям педработников. Это педагоги ДОУ, где средний размер зарплаты составил 12845,0 руб. или 84,5 процента, при целевом значении 100 процентов; педагоги общего образования, где средняя зарплата составила 18549,6 руб. или 95,8 процентов, при целевом значении 100; организации допобразования, где средняя зарплата составляла 16 047,1 руб. или 82 процента, при целевом значении 90; организации высшего профобразования, где средний размер зарплаты составлял 13713,6 руб. или 70,8 процентов, при целевом значении 125; научные сотрудники, где средний размер зарплаты составил 22441,0 руб. или 115,9 процентов при целевом значении 125.

Глава республики Р. Абдулатипов призывает дагестанцев проявить гражданское мужество, все те качества, которыми традиционно гордилась наша земля. Только силами республики и федеральными программами невозможно возродить отрасль, от которой зависит будущее Дагестана. Каждая инициатива, – будь то благотворительность, привлечение инвестиций, или желание местных жителей изменить жизнь к лучшему, – позволят продвигать тяжелые реформы, приоритетные проекты республики, рассчитанные на вывод республики из кризиса,  создание современных рыночных механизмов, способствующих интеграции, дальнейшему экономическому росту горного края.
…Самое большое дело возможно реализовать, когда оно объединяет людей, когда не можешь уснуть от того, что много лет стоит недостроенный детсад, школа, больница. Это и есть то главное, что должно беспокоить всех и каждого.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

48