Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

30.06.2016 15:39 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 29.06.2016 г.

Проблемы подготовки детей к школе

Автор: Л.Ф. Гусарова, Л.Р. Гаргацова
старшие преподаватели кафедры дошкольного и начального образования, ДИРО

Источник фото: kid-info.ru

Сегодня проблема подготовки детей к школе волнует как педагогов, так и родителей. Каким должен ребенок прийти в школу? Должен ли  уметь читать и писать, решать задачи и т.п.? И здесь вопрос стоит не только о выпускнике детского сада, но и о ребенке из семьи, который в силу разных обстоятельств (состояние здоровья, трудности с получением места в детский сад и др.) не посещал дошкольное учреждение, а значит, не освоил программу дошкольного образования в организованной форме обучения. Все родители, конечно же, хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, подготовить к обучению в школе.

Федеральный образовательный стандарт отвечает практически на все вопросы родителей и педагогов, если, конечно, они внимательно его изучат и поймут, что это не просто очередной документ, а совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Стандарт направлен  на достижение таких целей, как  сохранение образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования; обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования в различных формах дошкольного образования, в том числе и семейного.
Необходимо акцентировать внимание на пункт 1.2  Стандарта, в котором раскрываются заложенные в документе принципы: "...сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека...".  Под самоценностью имеется в виду то,  что детство "значимо тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду". Но именно как подготовительный этап понимают это время многие учителя и родители, натаскивая ребенка в математике, грамоте, чтении.
Именно натаскиванием занимаются и в группах предшкольной подготовки при общеобразовательных школах и частных центрах развития, не имея при этом специальных программ.  А они есть и давно разработаны: "Предшкольная пора" Н.Ф. Виноградовой (М.: Вентана-Граф, 2006);  "Предшкола нового поколения" Р.Г. Чураковой (М.: Академкнига, 2010); "Преемственность" Н.А. Федосовой (М.: Просвещение, 2009).
Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, в широком смысле  это физическая, психологическая, нравственная и мыслительная готовность к обучению.
В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части:
1. Развитие речи.
2. Развитие интеллектуальных способностей.
3. Развитие произвольности, то есть ребенок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением.
4. Развитие познавательной активности.
5. Развитие мелкой моторики (движений мелких мышц кистей рук) .
6. Сформированность внутренней позиции школьника.
7. Воспитание навыков учебной деятельности.
Очень важна психологическая готовность детей к школе.   Исследования ученых показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволяет успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость мелкой моторики и низкое речевое развитие.
Школьная зрелость – это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье. Определение школьной зрелости необходимо для установления оптимального возраста начала школьного обучения, разработки индивидуального подхода в обучении, своевременного выявления возможных отклонений в развитии ребенка.
 В последнее время в дошкольных организациях стали открываться консультационные центры по подготовке детей к школе, для оказания методической помощи родителям, чьи дети не посещают детский сад.
В методической помощи нуждаются и педагоги, работающие в группах предшкольной подготовки. Нас удивляет тот факт, что путают понятия "подготовительная группа" и "группа предшкольной подготовки". Это не одно и то же. Подготовительная группа в детском саду включает детей, пришедших из старшей группы, осваивая дошкольное образование с 2-3 лет. Группа же предшкольной подготовки предназначена для детей 6-7 лет, не посещающих детский сад.
Что же делается на местах, особенно в сельской местности, где группы предшкольной подготовки открываются при общеобразовательных школах? Как правило, с детьми работают педагоги, не знакомые ни со спецификой этого возраста, ни  с программами предшкольной подготовки, и опираются  они на букварь первоклассника. На обучение  (обычно в группу кратковременного пребывания) приходят дети не только из семьи, но и из детского сада (?!).
Кроме того, мало кто из педагогов (а это в основном учителя начальных классов) изучил ФГОС дошкольного образования, в котором определены целевые ориентиры, представляющие собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Умение будущего первоклассника читать и писать – это личное дело его и родителей, но требовать эти навыки при поступлении в школу никто не имеет права.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

481